Я свободен
Театр «Post», Санкт-Петербург535 фотографий и 13 подписей к ним
Режиссер: Дмитрий Волкострелов
Продолжительность 63 мин
Возрастная категория 18+<br>
Я уже много раз говорил о том, что предпочитаю иметь дело с текстами, бросающими мне, как режиссеру, вызов. Я люблю работать с текстами неигровой структуры, найти театральный эквивалент для которых на первый взгляд не представляется возможным. В этом смысле новая пьеса белорусского драматурга Павла Пряжко бросает вызов тем, что полностью отменяет все традиционные правила театрального действия.
Текст пьесы «Я свободен» состоит из 535 фотографий и 13 подписей к ним. Согласно требованиям драматурга, эти снимки проецируются на экран, причем на каждый из них отводится ровно семь секунд проекции. Кадры появляются на экране в строго определенной драматургом последовательности и складываются в законченный, пусть и невербальный, сюжет – точнее, в несколько самостоятельных историй, которые вполне может вычитать внимательный зритель.
Дмитрий Волкострелов
Спектакль театра «Post» – явление абсолютно современного искусства, доведенного до предельной ясности формы, ясности мысли и ясности цели. Такой театр-мишень, театр-перевертыш, театр, отрицающий театр, балансирующий на грани зрительского терпения.
журнал «The New Times»
Реальность скучна, реальность некрасива, но реальность – самое интересное для художника. Зритель изнывает от нетерпения: ведь ему почти ничего не говорят и почти ничего не показывают. Его только берут в соучастники одного эксперимента – по измерению времени и пространства нашей сегодняшней жизни.
газета «Московские новости»
Концептуальный жест Пряжко и Волкострелова построен на вопиюще простом принципе: режиссер стоит с ноутбуком у пульта и листает слайд-шоу. А фотографии (или картинки) для него снял автор, живущий в Минске и приславший свои снимки по почте. На картинках – обрывки чьей-то жизни: девушки, живущей в бюджетном белорусском пансионате, людей, ждущих автобуса на остановке, горожан, спешащих по делам в тесном потоке. Парк с некрасивыми советскими скульптурами, собака, гуляющая с хозяином, наконец, автор снимков, сообщающий нам в ремарке: «На следующей – я». На снимке, правда, не Пряжко, а какой-то другой человек, и эта анонимность вместе с режиссерским самоограничением превращает «Я свободен» в настоящий манифест современного художника. Автор есть, разумеется, но он – тот, кто выходит на улицу с дешевой камерой в руках и снимает фрагменты мира так, как он их видит.
Кристина Матвиенко