Театральная компания ЗМ

Бесстрашный барин

Российский академический Молодежный театр, Москва
Премия «Золотая Маска» 2011 г. – «Специальная Премия Жюри»
Номинация на Премию «Золотая Маска» – «Лучший спектакль в драме, малая форма» в проекте «Молодые режиссеры - детям»
по Александру Афанасьеву

Режиссер: Марфа Горвиц
Сценография и костюмы: Евгения Панфилова
Хореограф: Олег Глушков
Хоровая импровизация: Виталий Галицкий
Художник по свету: Евгений Виноградов

Артисты: Алексей Бобров, Людмила Цибульникова, Денис Баландин, Анна Ковалева, Алексей Мишаков, Тарас Епифанцев, Дмитрий Бурукин

Продолжительность 1 ч.
Возрастная категория 6+
Я была поражена нетипичным для русской сказки героем и финалом. Мысль христианская: быть отважным человеком не так уж и хорошо. Спектакль о смелости-бесшабашности-избалованности, о вседозволенности, которая сегодня пропагандируется в воспитании. Наш главный герой – барин, ему все можно, он ни в чем не знает отказа. А остальные действующие лица – его как бы няньки, которые во всем ему угождают. Он хочет страшную сказку – они устраивают ему страшилки. В итоге он так заигрывается, что погибает. Мы еще не решили окончательно: может, он в конце проснется, и все это окажется сном – чтобы дети не переживали трагедию. «Ужасти» у нас страшны сами по себе – так их играют ребята. Они и страшные, и смешные одновременно. Дети должны быть не младше 8 лет. Может, конечно, я и недооцениваю современных детей — может, они, и не такое видели. Но это будет пострашнее Фредди Крюгера.
Марфа Горвиц
Сказка Александра Афанасьева «Бесстрашный барин», поставленная режиссером Марфой Горвиц с артистами Молодежного театра, начинается с деревенских посиделок, где за общей работой – починкой белого полотнища, теплая компания договаривается со зрителями об условиях будущей игры, распределяет роли. Барину не сидится на месте, он жаждет страшных приключений. Степенный и рассудительный Фома тщетно пытается удержать своего Барина от опасностей, подстерегающих на каждом шагу. Главный герой играет со Смертью. Вот уже постоянными спутниками Барина и Слуги оказываются два мертвеца, «оживающие» по ночам. Каскад импровизаций, закрепленных в процессе репетиций, нигде не становится самоцелью, спектакль развивается стремительно, как скачка с препятствиями, из которых Барин каждый раз выходит победителем. В спектакле – минимум оформления, но каждый предмет прекрасно работает. К примеру, трещотка – она и «борода», и «гребень», и «кости» мертвеца. Или тянущаяся белая ткань, изображающая замок с башнями и зыбучее болото. Так же легки превращения «слуг просцениума» из рассказчиков в пеструю ярмарочную толпу или чертову «дюжину». Как раз черти-то и напугают в финале бесстрашного Барина, чтоб не задавался, не кичился своей бесшабашной храбростью.
газета «Экран и сцена»
Режиссер Марфа Горвиц помещает действие в идиллическую русскую деревню, одевая и сцену, и актеров в одежду мягких, естественных цветов и натуральных тканей, «общерусские» юбки, платки, кафтаны, полотнища. Эти простые вещи в процессе спектакля начинают преображаться и вместе с актерами рассказывать историю. Барин – это, конечно же, ребенок, который ни секунды не может усидеть на месте и тиранит (как и положено барину) своих домашних, все остальные герои, взрослые, рассказывают ему и вместе с ним сказку, в которой погибнет по причине собственной гордыни бесстрашный барин, но зато утолит страсть к приключениям непоседливый малыш. Взрослые на сцене и взрослые зрители, конечно же, знают, что это просто игра. «Взаправду» же все оказывается только для одного маленького барина на сцене и остальных «бар» – в зале.
У Афанасьева есть три версии сказки «Бесстрашный барин» – одна страшней другой: сплошь мертвецы, колдуны, вурдалаки. Взрослый зритель с самого начала знает, что все это потехи маленького сорванца, и следить за дальнейшим действием ему неинтересно, остается наблюдать за малышами. А они пребывают в полном восторге: когда еще увидишь столько симпатичных живых мертвецов!

«Петербургский театральный журнал», блог

Алексей Бородин не просто так предложил выпускникам режиссерской мастерской Сергея Женовача попробовать поставить в РАМТе спектакли для самых маленьких зрителей. Главное – интерес творческий. Новое время – новые дети. Их нафталинными плюшевыми сапогами на усатом дядьке, непрестанно мяукающем из-под широкополой шляпы, не проймешь. А чем проймешь? Педагог Бородин решил поучиться у тех, кто сам недалеко ушел от нынешнего детства. И пока не прогадал.

журнал «TimeOut»

На странице использованы фотографии Марии Моисеевой