Театральная компания ЗМ
По повести Сергея Довлатова «Заповедник» с незначительными вкраплениями из сказок г-на Льюиса Кэр

WONDERLAND-80

Театр п/р О. Табакова, Москва
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2011г. - «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая мужская роль» (Дмитрий Куличков)
Постановка Константин Богомолов

Сценография и костюмы Лариса Ломакина

Свет: Андрей Изотов



Артисты: Дмитрий Куличков, Олеся Ленская, Алена Лаптева, Вячеслав Чепурченко, Роза Хайруллина, Андрей Фомин, Светлана Жиленко, Яна Сексте, Алексей Золотницкий, Алексей Комашко, Алексей Усольцев, Анна Чиповская




Продолжительность 2 ч. 40 мин.



фотографии Лена Керн, Фил Резников
Сюжет довлатовской повести разъят на части. Она у Богомолова так же бессюжетна, как книга Кэрролла, ибо остановившееся время не предполагает линейного повествования. Стукачи так и будут стучать, мужеподобные официантки – хамить, работницы отдела кадров – изнывать без мужской ласки, начальницы заповедника – до посинения любить Пушкина. Шляпник и Мартовский заяц – пить… чай. И так же, как в книге Кэрролла, в спектакле Богомолова возможны самые неожиданные превращения.
Талант Богомолова – саркастичный, беспощадный, не склонный к лирике и сантиментам. В «Wonderland-80» эпоха застоя деромантизирована им решительно и бесповоротно. И отличные артисты «Табакерки» деромантизируют ее вдохновенно.
Но кроме деромантизации Богомолов сделал и иное. Совместив восхитительную литературную шараду («Алису») и блистательный травелог («Заповедник»), он вдруг обнаружил в них страшные экзистенциальные провалы, поначалу не бросающиеся в глаза. Он поставил спектакль не только о застое, но еще и о прорехах между тем и этим мирами, в которые проваливается порой вся наша маленькая жизнь, какими бы муляжами она ни была окружена. Ведь если приглядеться, полная неожиданностей земная канитель похожа на кэрролловскую страну почти так же, как ворон похож на конторку. И даже еще больше.


газета «Известия»




Вязкий, хрестоматийный, ностальгический, растиражированный в анекдотах и в спектаклях самого Богомолова «совковый» быт, опрокинувшись в неведомое нам «зазеркалье», вдруг приобрел символический, мифический окрас. Этот канувший в Лету мир здесь действительно стал мифом, провалился, подобно Алисе, в сказочные бездны, донельзя смешные и одновременно жутковатые.

…И ведь при этом совсем не хочется употреблять слово «абсурд». У нас это понятие как-то не прижилось. И лишь по той простой причине, что вряд ли стоит изобретать особый жанр и стиль искусства, коль вся обыденность нашей с вами жизни им пропитана настолько, что это стало нормой. А в спектакле Богомолова это понятно без перевода: сгущенная до предела, сжатая до последнего миллиметра абсурдность нормы.


газета «Культура»