Театральная компания ЗМ

Маленькая смерть. Шесть танцев

Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Премия «Золотая Маска» 2011г. - «Лучший спектакль в балете»
Номинации на Премию - «Лучшая мужская роль» (Дмитрий Хамзин), «Лучшая женская роль» (Валерия Муханова, Анастасия Першенкова)
фотографии © Анна Клюшкина, Михаил Логвинов

МАЛЕНЬКАЯ СМЕРТЬ


балет в одном действии на музыку В.А. Моцарта
Дирижер: Феликс Коробов


Постановка, хореография и сценография: Иржи Килиан

Ассистент хореографа: Элке Шеперс

Костюмы: Йоуке Виссер

Свет: Йооп Кабоорт



Артисты: Анна Хамзина, Александр Селезнев, Мария Тюрина, Алексей Любимов, Эрика Микиртичева, Олег Рогачев, Анастасия Першенкова, Дмитрий Хамзин, Мария Крамаренко, Георги Смилевски, Наталья Сомова, Семен Чудин






ШЕСТЬ ТАНЦЕВ

балет в одном действии на музыку В.А. Моцарта



Дирижер: Феликс Коробов


Постановка, хореография и сценография: Иржи Килиан

Ассистент хореографа: Арлетт ван Бовен

Свет: Йооп Кабоорт



Артисты: Валерия Муханова, Евгений Трупоскиади, Галина Исмакаева, Дмитрий Жук
Анна Хамзина, Александр Селезнев, Константин Семенов, Марианна Урусова, Юлия Горюнова, Екатерина Дурасова, Анна Перковская, Евгений Поклитарь



Постановка балетов «Маленькая смерть» и «Шесть танцев» осуществлена при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Москве





«Шесть танцев» – редкая разновидность комического балета, чей юмор базируется не на сюжетных коллизиях, а на чистой хореографии, – карнавальная профанация «галантного века». Четыре кавалера в подштанниках и пудреных париках и их взлохмаченные дамы в нижних юбках бурно выясняют отношения друг с другом, а заодно с классикой. Сиссоны и жете тут соседствуют с прыжками на четвереньках, академический арабеск партнерши может быть изрублен в капусту жестокими ладонями кавалера, а фуэте прямо-таки шатается от возмущения исполняющей его субретки. Рапирами тут сносят головы, прокалывают надоедливо оживающих соперников, с лезвий едят зеленые яблоки, со времен Евы означавшие искушение. А за ширмами-платьями скрываются кокетливые мужчины, намекая, что в XVIII веке трансвестизм был лишь забавной причудой элиты.
«Маленькая смерть» игнорирует жеманное изящество эпохи пудреных париков и атласных камзолов. За картонными муляжами фижм прячутся танцовщицы, облаченные во вневременные корсеты. Рапиры в руках танцовщиков то заменяют партнерш, гибко скользя по их обнаженным торсам, подобно сладострастным прелестницам, то деятельно участвуют в дуэтах, фрейдистскими символами проникая между телами танцующих. Шесть адажио, возникающих из медитативных массовых композиций, – любовная лирика самой высокой пробы. Мужские кисти лепестками порхают меж женских ног; голени партнерш смыкаются-размыкаются в томном лепете; тела вскрикивают, вздыхают и стонут – логика и выразительность килиановского текста столь совершенны в своей музыкальности, что придуманные движения кажутся естественными, как дыхание. При этом Иржи Килиан вовсе не акцентирует тему плотской любви: напротив, божественная гармония его хореографии приводит к тому, что очевидная сексуальность дуэтов вдруг утрачивает всякую телесность, а эротизм — свою однозначность. Так что о бессмертии искусства «Маленькая смерть» говорит не меньше, чем об оргазме.
газета «Коммерсант»




От дуэтов и ансамблей, разделенных взмахами легкого темного полотнища и игрой шпаг и кринолинов, захватывает дух. «Маленькой смертью» французы называют кульминацию плотских наслаждений, Килиан же очарован многообразием любовных отношений – от невинных прикосновений до страстных переплетений тел, от целомудренности до порочности. Тела послушны прикосновениям партнеров и дыханию музыки, любовные дуэли прочерчены замысловатой графикой линий. Килиановская пластика, разобранная последователями на цитаты, необычайно самобытна и элегична: изящные классические позы ломаются и предстают обольстительными объятиями, высокие поддержки молниеносно «спускаются» на подмостки.
В «Шести танцах» совершенно иное настроение: непреодолимое стремление утонченного века к празднику жизни не высмеивается, а становится предметом доброй шутки, богатого танцевального анекдота. Щедро напудренные парики и густо набеленные лица при каждом движении «окружают» головы артистов пышными нимбами.


Взгляду трудно выхватить позу – непрерывный поток уморительно смешного танца: ироничные парафразы сотканы из комических поддержек и оригинальных связок, заставляющих танцовщиков то валиться на пол, то подпрыгивать на четвереньках, то, просто подбоченившись, врываться в танцевальный переполох.


газета «Культура»