Театральная компания ЗМ
Софокл, KLIM

Эдип. Собачья будка

Театр «ДАХ», Киев, Украина
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2011 года
Идея, композиция текста, постановка: Владислав Троицкий

Сценография: Владислав Троицкий, Дмитрий Костюминский

Музыка: Владислав Троицкий, Роман Ясиновский, Соломия Мельник



Артисты: Роман Ясиновский, Владимир Миненко, Игорь Постолов, Василий Билоус, Дмитрий Костюминский, Руслана Хазипова, Вишня, ZO, Соломия Мельник, Татьяна Гаврилюк, Виктория Литвиненко-Ясиновская, Настя Шевченко, Вера Климковецкая, Анна Никитина, Дмитрий Ярошенко, Татьяна Василенко, Василий Билоус, Наталка Бида, Татьяна Гаврилюк, Вера Климковецкая, Игорь Постолов, Руслана Хазипова




Продолжительность 3 ч.

фотографии Олеся Моргунец
Спектакль «Эдип. Собачья Будка», названный «антиутопией из жизни молчаливого большинства» – четвертая часть даховского проекта, посвященного исследованию классической пьесы Софокла «Эдип» и, возможно, одна из первых болезненных попыток обращения нового украинского театра к теме современной национальной и политической самоидентификации. Монументальный перевод классика украинской литературы Ивана Франко, пространственно-музыкальные эксперименты, выраженные элементы перформанса и site-specific – за четыре года «Эдип» Троицкого прошел трансформацию форм от «племенного тотемического жертвоприношения» под открытым небом, через параджановскую декоративность и театральные игры на разрушенном военном заводе – до зоны, тюрьмы, клетки. Трансформацию, которую, видимо, не следует считать последней. Четвертая версия «Эдипа» – это попытка устроить очную ставку классической и новодрамовской реальности. «Собачья будка» – текст, созданный специально для этого сценографически-поведенческого эксперимента. Эксперимента, который каждый раз заканчивается непредсказуемо. Второй акт акции, убаюкивающий речитативами Софокла и хорами, в которые вплетаются этнические мотивы украинского многоголосья, чреват для зрителей непосредственным участием в интеракции.


«ДАХ»




Пьеса Клима, ставшего легендой российского театра в 90-е и вдохновившего новую волну украинского театра в 2000-е, – это короткие диалоги в тюрьме, где непонятно, кто палач, а кто жертва. Публика сидит, глядя вниз, на заключенных в клетках, исступленно выкрикивающих: «Нам плевать на нашу волю!». В конце первого действия их заколачивают досками, в конце второго, где речь идет собственно об Эдипе и природе власти, тоже самое проделывают с публикой, заставляя при этом петь украинский гимн. «Эдип» Троицкого – самый яростный политический перформанс современной Украины, исследующий ситуацию, когда болезненная активность без всякого разбега перешла в стадию болезненной апатии.
Алена Карась