Театральная компания ЗМ
по Даниилу Хармсу

СтарухЫ

«Феатр», Москва
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2010г. – «Лучший спектакль-эксперимент», «Лучшая женская роль» (Степанида Борисова)


Режиссер: Федор Павлов-Андреевич

Художник: Катя Бочавар



Музыка и слова: Степанида Борисова


Актриса: Степанида Борисова
Продолжительность 40 мин.





«Старуха» – единственная повесть моего любимого писателя, поэта, драматурга и провидца Даниила Хармса. Он умер от голода в 1940 в медсанчасти одного из сталинских лагерей. Степанида Борисова – одна из самых выдающихся шаманских певиц в мире. Кроме того, актриса с классическим театральным образованием и единственная в России якутская кинозвезда. Степанида предстает «говорящей скульптурой», созданной моим прекрасным другом и соавтором Катей Бочавар.
Замотанная во все белое, Степанида сидит на четырехметровом пьедестале. Я, замотанный в черное, сижу напротив. Степанида говорит на русском и якутском, хотя, скорее, поет. Я подпеваю и иногда разговариваю ее голосом.

Федор Павлов-Андреевич

Борисова, одетая в белое, с белым, похожим на древнегреческую театральную маску лицом, сидит, спеленатая простынями на четырехметровом также белом постаменте. В целом напоминает древнее жуткое божество и мумию одновременно.
Но вот это создание открывает глаза и начинает говорить.
Свободны у нее лишь руки, лицо и голос: она поет, декламирует, причитает, шепчет, кричит –структурирует звуковое пространство спектакля и потому вполне заслуженно считается его композитором.
Борисова в «СтарухЫ» – это, скорее, человек-знак, да и не совсем человек. Уже самим своим присутствием она превращает подмостки в царство абсурда.
Это существо, заклинающее нас разными голосами, – не живое и не мертвое, похожее на человека и на Бога, непроницаемое и слишком заметное, рассказчик и объект рассказа. Модуляции голоса Борисовой, ее необычный акцент, масочная жесткая мимика, скульптуроподобные движения рук еще больше усиливают впечатление этого постоянного пребывания на грани, завораживающей двойственности. Мы словно действительно оказываемся на пороге того мира, где по вашему дому может слоняться мертвая старуха, где называют точное время, посмотрев на настенные часы без стрелок, где чемодан с трупом могут украсть у вас из-под носа и где, в конце концов, сама фигура автора не менее причудлива, чем созданные им персонажи.

журнал «Русский репортер»



В своем экспериментальном спектакле режиссер Федор Павлов-Андреевич исследует парадоксальную природу поэтики Даниила Хармса. Обладательницу большого драматического таланта, якутскую актрису и исполнительницу горлового пения Степаниду Борисову в спектакле «СтарухЫ» он заставил сидеть неподвижно час кряду, да к тому же и замотал в тряпье как в кокон. Но эта внешняя несвобода и сделала особенно выразительным медитативное существование актрисы. Она тягуче распевает тексты Хармса, простодушно вникая в их алогичную структуру и превращая языковой эксперимент в фонетический фокус. Это чисто актерское соответствие, которое Борисова нашла Хармсу, поражает в спектакле больше всего.

Кристина Матвиенко