Театральная компания ЗМ
Нина Беленицкая

История от Матвея

Театр драмы Кузбасса им. А.В. Луначарского, Кемерово
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2023 года

урок от звонка до звонка

Режиссер: Олег Липовецкий
Вещественное оформление: Василиса Шокина
Композитор-аранжировщик: Александр Улаев
Хореограф: Татьяна Чижикова
Художник по свету: Елена Перельман
Видеомонтаж: Александр Саньков

Артисты: Юрий Алсуфьев, Антон Безъязыков, Наталья Юдина, Устинья Шокина, Роман Манадышев, Роман Орлов, Иван Крылов/Андрей Куликов, Софья Чинкова, Дарья Мартышина, Антон Остапенко, Кирилл Гоммершмидт, Эльмира Кашанская, Наталья Новикова, Михаил Быков, Владимир Волков, Александр Емельянов, Юрий Темирбаев, Владимир Волков, Олеся Шилова, Кристина Мирошниченко, Анастасия Чибисова, Анастасия Шмидт, Матвей Устимов, Елизавета Царегородцева

Продолжительность 2 ч. 45 мин.


Возрастная категория 16+

«Лицом к лицу лица не увидать». Нужно расстояние, чтобы попытаться увидеть и осмыслить что-то целое. Казалось, что наступило время, когда мы отошли на такое расстояние от перестройки, что можем попытаться задать себе вопрос: что случилось с нами тогда? Почему наша жизнь, наша страна, мир и события в нём развиваются именно так, как они развиваются? Какими поворотами мы оказались в сегодняшней точке нашего пути? Конечно, этот спектакль об этом.
Но ещё и о моей молодости. Она пришлась на перестройку и эти самые 90-е годы. Довольно сложное, нерадостное время, но если меня спросят: «Как ты вспоминаешь о 90-х?» «Ой, столько радости», – скажу я. Радости и свободы. Свободы во всем. Свободы в отношениях, в любви, свободы в выборе пути.

Олег Липовецкий

Поколение сорокалетних дожило до возраста рефлексии и скорбно осмысляет свою жизнь, историю обретенной и поруганной свободы… Но поколенческая травма дана в спектакле не слезно-лирически, а эксцентрически, травестийно, «весело, добродушно, со всякими безобидными выходками…» – как говорится у Шварца. И «то ли музыки и цветов хочется, то ли зарезать кого-нибудь»… Лирика опосредована комедийной театральностью, капустник идет, идет, идет… и оказывается драмой. Людей и времени. И как финально не мучиться от ломки, если спектакль про то, как жизнь, твоя жизнь или жизнь твоих детей реально, каждодневно заворачивает вспять и приходит в тупик? (Глагол «спятить» – однокоренное с «пятиться», ходить пятками вперед.) Как спокойно, без ломки, воспринять этот замкнувшийся наручником круг жизни? А в спектакле именно круг, от звонка до звонка.

 «Петербургский театральный журнал», блог

История главного героя Матвея плотно переплетена с историями одноклассников, она не выделяется. Он – не герой, а обычный пацан из средней школы времен перестройки. Противоположный лагерь – это учителя, администрация и работники школы. В человеке, особенно юном, заложено стремление к развитию и познанию. Познание – это всегда выход за установленные границы, поэтому подразумевает свободу. Свободу мысли, свободу слова, личную свободу. Естественно, что если одна сторона хочет свободы, а вторая – тотального контроля и подчинения, между ними возникает конфликт. В начальной школе ученики стремятся к свободе неосознанно, а повзрослев, они уже понимают, чего хотят, но не верят, что можно этого добиться, поскольку другой лагерь слишком всесилен. Когда же «наверху» происходят изменения, молодые люди пробуют на вкус свободу, и их уже очень сложно остановить. Ребятам приходится учиться быть свободными.


журнал «Театр», блог

Драматург Нина Беленицкая определила жанр своей пьесы как «пионерский спектакль-концерт»; на самом деле, это хроника взросления страны. Она пишет о том поколении, которое отправилось в первый класс в эпоху стремительно сменяющих друг друга генсеков и верило уже не лозунгам партии и правительства, а разве что идиллическим обещаниям Алисы Селезневой, сказочной «гостьи из будущего». Это будущее неожиданно оказалось смелее всех фантазий: вместо походов в Космо-Зоо и путешествий на Марс их ждали Перестройка, кока-кола и август 1991-го.
Режиссер Олег Липовецкий чувствует стихию этого текста как никто другой – это его поколение, его тема (та же, что звучит в моноспектакле «Жирная Люба»). Идеализм – и не-идеальность – детей, глупость начальственных взрослых, подростковые дружбы и обиды, а фоном – страшная «система», с которой вдруг стало незачем бороться. Артисты Кемеровской драмы с наслаждением играют в безошибочно узнаваемых советских школьников и учителей, а их концертным номерам (старые песни о главном, привет извечному нашему ресентименту) с радостью подпевает зрительный зал.

Екатерина Рябова

На странице использованы фотографии Евгения Лехнера