Театральная компания ЗМ

Капитал

Камерный театр «Среда 21», Москва
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2023 г. – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая мужская роль» (Александр Николаев). 

Режиссер и художник: Надя Кубайлат
Сценическая версия текста: Надя Кубайлат и Алексей Цветков
Художник по свету: Елена Перельман
Продюсер: Татьяна Лукьянова
Музыка: Ян Сибелиус

Артист: Александр Николаев

Продолжительность 1ч. 10 мин.


Возрастная категория 16+
Идея поставить «Капитал» родилась в первую очередь как вопрос, возможно ли инсценировать такой нехудожественный текст, реально ли из этого сделать спектакль. Но в итоге я погрузилась в материал, поняла, что это какая-то невероятная книга, оказалось, что она не такая уж и нехудожественная. Маркс постоянно цитирует Шекспира, античную драматургию, Бальзака. Он очень любил и уважал искусство, и театр в первую очередь. «Капитал» – книга, в которой объединились разная литература, разные культуры и эпохи. И с этой точки зрения я даже и близко не раскрываю ее потенциала.
Театр в последнее время стал очень коммерчески настроенным. В репертуарном театре чаще приходится слышать про товарность и продаваемость, нежели про поиск и риск. Столкновение с театральным капитализмом меня тоже в каком-то смысле сподвигло на эту постановку. 
Главный проводник в этой истории – наш консультант Алексей Цветков. Непроходимый лес оказался увлекательным и богатым миром. Алексей переработал для нас «Капитал», посвятил во все принципы и всю суть этих трех томов. Он погрузил нас и в самого Маркса, и в философию марксизма.
Когда зрители смотрят спектакль, они понимают, что это – некая условность. Потом мы выходим из театра, и нам кажется, что мы вышли в безусловность. Мне кажется, что «Капитал» о том, что наша реальность на самом деле очень условна.
Надя Кубайлат, интервью для блога журнала «Театр»
Александр Николаев играет нервический тип университетского профессора (феноменальная работа артиста театра «Студия театрального искусства»), реагирующего на мельчайшие изменения в пространстве вокруг себя предельно эмоционально. Он объясняет залу «Капитал» Карла Маркса со страстью, нежностью, но и с разоблачительным пафосом. Мечась по сценической площадке, как сумасшедший, сбивая хаотично раскиданные у него под ногами крупные предметы, постоянно оборачиваясь, герой то и дело скрывается в облаке муки, мела и пыли. Отчаянно жестикулирует, срывается на крик, дрожит мелкой дрожью, отдирает кожу с лица (замечательная метафора маски, которую носит каждый), бьется в истерике. Этот несуразный человечек, тем не менее, объясняет марксовскую систему просто, внятно, буквально на пальцах <…> Главная ценность этого короткого и яркого, как фейерверк, спектакля – в остроумном разоблачении мира и человека. Без всякой дидактики и тем более морализаторства. Просто честные факты: мы потребители и потребляемые. И никакие, даже самые выдающиеся, лекции и талантливо доходчивые спектакли этого, увы, не изменят.
газета «Экран и сцена»
Этот спектакль невероятно весел. Зал смеется с первой секунды до последней: тут фирменная каскадная клоунада блестящего артиста. Но это такой грустный, такой подавляющий, нервозный смех – это смех человека, который осознал, что уже в системе, и ничего не поделаешь, и ничего не поменяешь. Это смех раба, который осознал себя как товар. Это смех человека, который осознал себя внутри шоу Трумана.
Это смех человека, который понял, что он внутри общества спектакля и вырваться из этих предлагаемых обстоятельств своей жизни уже невозможно. И в этом горьком смехе над собой видится опыт травм соприкосновения с театральной системой и режиссера, и артиста, и автора, и продюсера, и зрителя. Не надо думать, что театр где-то в стороне.

«Петербургский театральный журнал», блог

Пожалуйста, отбросьте все предрассудки, если вы пришли на спектакль Нади Кубайлат «Капитал» в Театр «Среда 21». Как только вы войдете в зал, то сразу, почти с порога вам предложат разобраться, о чем говорил Маркс, независимо от того, что вы до этого знали или слышали о «Капитале».
Эксцентричный лектор в исполнении молодого актера Александра Николаева стремительно начинает свой научпоп хэппенинг. Он длится всего 1 час 10 минут, ни минутой больше или меньше, для наглядности на стене запущены электронные часы, они отсчитывают минуты его пламенного толкования учения Маркса, которое, как мы хорошо помним, «всесильно, потому что оно верно». Лектор должен точно уложиться в тайминг, поэтому заранее возбужден. Вера в то, что без этой книги во время каждого кризиса капитализма, а мы от себя добавим, коммунизма, социализма, et cetera – никак не обойтись – буквально неистовая. Сегодня, чего уж тут скрывать, нам очень непросто определить, в каком «изме» мы все находимся. С большим энтузиазмом он готов помочь нам понять и представить трактат нетленного гения политэкономии, манифестанта компартии в его актуальном звучании.
На пальцах, случайных предметах, приготовленных в качестве наглядного пособия, он объясняет основополагающие понятия: Товар, Потребительная и Меновая стоимости, Прибавочная стоимость, Время, Деньги и пр., приводя в качестве примера самые остроумные и неожиданные пассажи из сегодняшней реальности. Нельзя не отметить замечательный текст современного философа Алексея Цветкова, он сочинил его совместно с режиссером для этого спектакля. В нем игровые моменты отлично сочетаются с остроумными шутками вокруг понятийного ряда труда Карла Маркса. Этот игровой, парадоксальный ракурс явно перекликается с художественными активностями одного из самых ярких представителей современной философской мысли фрейдомарксистского толка Славоя Жижека. Если вы поняли это, то вы поняли в спектакле «Капитал» почти все. Почти. Но не все.

Ирина Кузьмина

На странице использованы фотографии Екатерины Краевой и Ольги Стрелец