Театральная компания ЗМ
Фридрих Шиллер

Мария Стюарт

Театр МТЮЗ, Москва

Премия «Золотая Маска» 2023 г. – «Лучшая женская роль» (Виктория Верберг), «Лучшая мужская роль второго плана» (Сергей Погосян).

Номинации на Премию  – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая женская роль» (София Сливина), «Лучшая мужская роль второго плана» (Илья Шляга).

история одного убийства

Перевод: Борис Пастернак
Режиссер: Петр Шерешевский
Художник: Надежда Лопардина
Композитор: Ник (Ванечка) Тихонов
Художник по свету: Алексей Попов

Артисты: Виктория Верберг, София Сливина, Игорь Балалаев, Сергей Погосян, Александр Тараньжин, Илья Шляга, Леонид Кондрашов, Сергей Волков

Операторы: Сергей Волков, Леонид Кондрашов

Продолжительность 2 ч. 40 мин.


Возрастная категория 18+

Трагедия Шиллера написана более 200 лет назад. Читая ее, погружаешься в глубочайшее уныние. Настолько мало изменились человеческие нравы. История про то, как расчеловечивает власть. Как отравляет она сознание тех, кто ею обладает, кто к ней стремится. Шиллер пишет очень простую и жестокую историю про то, как убивают невинного человека. И единственное, что волнует его убийц: как убить и сохранить репутацию? На кого переложить вину? Мир, полный предательств, манипуляций, вранья. Зло в пьесе Шиллера торжествует, и при этом еще и умудряется предстать невинностью, милосердием. И летят головы молчаливых соглашателей. Мы разглядываем наше сегодня через эту страшную картину мира. И надеемся, что когда-нибудь это покажется нам небывальщиной. Что когда-то мир всерьез обратится к идеалам гуманизма, коими являются уважение к свободе и непреложная ценность каждой человеческой жизни.

Петр Шерешевский
От велеречивого Шиллера в спектакле осталось немного: перевод Пастернака в сценической редакции Шерешевского сильно разбавлен современной разговорной речью. О пышных придворных костюмах XVI века иронично напоминают лишь ростовые тантамарески с прорезями для лиц, а в остальном действие перенесено в условную современность. В симультанной сценографии Надежды Лопардиной рядом существуют и королевская спальня с кроватью kingsize и дорогой сантехникой за занавеской, и длинный стол переговоров, и одиночная камера в углу, где почти все время, неподвижно сидя или лежа на кровати, проводит Мария Стюарт. Ну и конечно, Петр Шерешевский не мог обойтись без вездесущих камер, которые использует почти во всех своих последних постановках. Но здесь они, надо признать, очень к месту. Это и камеры наблюдения в «одиночке» Марии, и метафора тотальной слежки всех за всеми в этом полицейском королевстве, и возможность преподнести крупным планом актерскую игру – а она здесь великолепна!
«Петербургский театральный журнал», блог
Здесь на стыке видео и театра создается особая кинотеатральная двухмерная реальность, отчего сценическое действие обретает невиданные объемы вплоть до ощущения реалити-шоу. Прием, наложенный на историческую пьесу о противостоянии двух королев, конечно, отсылает к многочисленным сериалам, где для зрителя обычное дело – заглянуть в королевскую спальню или тюремную камеру.

«Независимая газета»

На странице использованы фотографии Елены Лапиной