Театральная компания ЗМ

Три товарища

Театр-Театр, Пермь

Премия «Золотая Маска» 2023 г. – «Лучший спектакль в оперетте-мюзикле», «Лучшая работа дирижера».
Номинации на Премию – «Лучшая женская роль» (Эва Мильграм), «Лучшая роль второго плана» (Альберт Макаров).

мюзикл по мотивам романа Эриха Мария Ремарка

Композитор: Евгений Загот 
Либретто: Михаил Бартенев, Борис Мильграм 
Стихи: Михаил Бартенев 
Режиссер: Борис Мильграм 
Музыкальный руководитель и дирижер: Татьяна Виноградова 
Хореограф: Егор Дружинин
Сценограф: Зиновий Марголин 
Художник по костюмам: Ольга Шаишмелашвили 
Художник по свету: Александр Сиваев
Хормейстер: Владимир Никитенков

Артисты: Александр Гончарук, Эва Мильграм, Иван Вильхов, Марат Мударисов, Альберт Макаров, Антон Девятов, Даниил Ахматов, Вячеслав Чуистов, Дмитрий Васев, Наталья Макарова, Анна Сырчикова, Михаил Меркушев, Александр Аверин, Анна Огорельцева, Илья Линович, Евгения Барашкова, Семен Бурнышев, Сергей Белов, Владимир Котляревский, Татьяна Волкова, Дарья Демиденко, Сергей Детков, Ксения Елохова, Юлия Никитина, Ольга Пудова, Александр Сизиков, Анатолий Смоляков, Степан Сопко, Владимир Сырчиков, Владислав Чучумов, Анастасия Тиунова 

В спектакле принимает участие оркестр Театра-Театра

Продолжительность 2 ч. 50 мин.


Возрастная категория 16+
У мюзикла «Три товарища» сквозная музыкальная структура: она является главным каркасом, основой, на которую все нанизывается. Причем два акта не похожи друг на друга. Первый – больше про «здесь и сейчас», второй – про «всегда и везде». 
Сначала мы попадаем в какую-то бессмыслицу, безнадегу эпохи между двумя войнами. Музыкально здесь все строится по сюитному принципу – девять разных картин. Преобладают стили 20–30-х годов XX века: в первом акте есть регтаймы, чарльстоны, джаз, блюзовые моменты. Есть, конечно, и то, что уходит далеко в конец XX века и даже в XXI, но в целом это калейдоскоп картинок – ярких, странных, любопытных.
Евгений Загот
 
Ремарк – один из самых читаемых в мире авторов. «Три товарища» – самый читаемый роман XX века. А еще он про дружбу. А еще – про любовь. Одно к одному. В принципе, идеальные слагаемые. Вот только все перечисленное, на самом деле, было вторично при выборе основы для мюзикла. Я уже много лет подбираюсь к этой работе, к этому материалу. И с каждым годом он становился для меня все актуальнее и созвучнее тому ощущению времени, в котором я пребываю.
Михаил Бартенев
В «Трех товарищах» Ремарка есть то, что стало большой ценностью для нас как авторов спектакля – тема поиска героями смысла в бессмысленном существовании между двумя войнами. Как жить в безвременье, когда прошлое все разрушило, будущее ничего не предлагает, а в настоящем нет опор? Бежать от действительности или всего себя отдать мгновению? Ощущение того времени, того момента в истории Германии удивительно точно монтируется с пространством уходящей в никуда дороги, которое создал для мюзикла сценограф Зиновий Марголин.

Борис Мильграм

Эстрадно-джазовые тона в первой части создают ощущение пира во время чумы, а во второй, когда действие переносится в туберкулезный санаторий, чарльстоны и фокстроты завсегдатаев кафе сменяются унылыми маршами пациентов. Музыка в «Трех товарищах» – одно из главных действующих лиц, инструментальные партии не слепо сопровождают вокальные, а художественно их раскрывают и дополняют. Кульминация постановки – ария Пат «Покинув клеть», где Эве Мильграм после долгого разбега нужно сделать широкий скачок, на слове «живу» достать высокую ноту и буквально полетать на ней несколько секунд, причем с эйфорическим форте. Пат представляет, что у нее выросли крылья, и оркестр, наращивая динамику, помогает ее голосу подняться на крутой трамплин.
Жить по-настоящему для героев означает вырываться за пределы возможного – брать ноту вне диапазона, превышать дозволенную скорость, напиваться вдребезги и танцевать до потери сил. Любовь – тоже выход в запредельное. Пат умирает со словами «уйти любя». В либретто логически можно поставить точку, но мелодия напряженно повисает в воздухе на неустойчивой ступени: словно жизнь оборвалась, а любовь будет длиться вечно, потому что она выше смерти.

«Независимая газета»

Пермский Театр-Театр методично прокладывает дорогу русскому мюзиклу. После успеха спектакля «Винил» театр вновь обращается к композитору Евгению Заготу, и на этот раз выбирает сюжет некогда культового романа Ремарка «Три товарища». Авторы и постановщики предупреждают, что не следовали букве романа – скорее духу. Потерянное поколение – выжившие в Первой мировой – «и жить торопится, и чувствовать спешит»: бесконечный драйв, бесконечное движение символизирует автобан, по которому «едут» роскошные ретро автомобили. Но во втором действии война снова настигает героев, только теперь это война с болезнью. А череда динамичной музыки (здесь даже машина персонифицирована – за роль Карла Альберт Макаров номинирован на «Золотую Маску») сменяется рядом лирических сцен. Но выиграть сражение с туберкулезом едва ли не сложнее, чем вернуться с настоящего поля боя. Рушатся идеалы, рушатся мечты, болезнь не только отнимает любовь, но и снова бросает на поиски смысла жизни.


Марина Гайкович

Показ спектакля будет сопровождаться тифлокомментированием в рамках совместного проекта Фестиваля «Золотая Маска» и Сбера «Искусство. Вслух»

На странице использованы фотографии Никиты Чунтомова