Театральная компания ЗМ

Твой отец жив, только об этом не надо говорить

Проект «Геометрия звука» и Музей истории ГУЛАГа, Москва
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2023 г. – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа режиссера».

Режиссеры: Даниил Посаженников, Анна Кострикова 
Композитор и автор либретто: Даниил Посаженников 
Художник: Анна Кострикова 
Продюсер: Егор Татаренко 
Видеохудожник: Дмитрий Мартынов 
Видеоинженер: Руслан Михалков 
Художник по свету: Александр Арбузов 
Звукорежиссер: Ян Кузьмичев

Артисты: Анастасия Мощенко, Анастасия Барановская, Фати Бесолти

Музыканты: Анна Добрецова, Роман Малявкин, Кирилл Кравцов, Мирослава Тырина, Александр Поливанов, Александр Арбузов

Продолжительность 55 мин.


Возрастная категория 18+

Что такое репрессии глазами ребенка? Эта история про отсутствие репрессированного папы в жизни девочки и ее огромнейшее желание любым способом компенсировать это отсутствие, заполнить этот пробел на протяжении всей своей дальнейшей жизни. Это отсутствие рождает в ней огромную волну переживаний, сильных и противоречивых: от страха, потерянности, отчаяния и обиды до нежности, надежды, радости, любви – и все это в одной маленькой девочке. И все это нужно как-то прожить. Пытаясь заполнить пустоту, она собирает образ отца – из обрывков воспоминаний, документов, писем, и несет эту память через все детство и юность к первой своей встрече с ним в 19 лет. А мы наблюдаем, как с годами меняется ее восприятие отца, которого физически нет рядом. Мы разделили одну роль на три партии, которые исполняют три вокалистки – это позволяет разглядеть разные грани характера героини и ее переживаний. Голоса девушек то сливаются в единый шепот, то разбиваются на разные крики, помогают друг другу и противоречат. Так, через историю одной девочки мы погружаемся в историю всей страны.

Анна Кострикова

Поиски документального начала действия, самого звучания истории, как документа, уже преломленного в тексте воспоминаний Валентины Демидовой (дочери, которая ищет своего отца), документа, смешанного с фикшеном как феноменом человеческой памяти, – все это создает поле фантастического. Стремление к прямолинейности и чистоте, непридуманности звукового выражения документального и случайные, хаотические столкновения внутри самой формы – человеческой памяти, приводят действие к архитектурному выражению, к действию-месту, деревянному павильону с деревьями-столбами и каменистому основанию. Это место чувственного воспоминания, где линии прошлого соединяются и претворяют все записанное на бумаге: письма и запечатленные разговоры, протоколы и приговоры. Фантастическое этого места находит фигуру отца – неуловимого и близкого, ускользающего в луче света, дыма, занавеса тайного окна – отец становится объектом поиска и нашего тяготения к нему, смыслом жизни, ответом на трепетный и важный вопрос, мифологическим богом. Важное – позволить фантастическому стать этим тайным окном, за которым простое – хрупкая попытка чувствования-проживания любви к близкому.

Даниил Посаженников
Главным героем оперы стала дочь писателя и физика Георгия Демидова, сохранившая творческое наследие репрессированного отца. Действие оперы разворачивается в павильоне около Музея истории ГУЛАГа. Ее магистральная линия – тема бесконечного поиска и возможности рождения после смерти через творчество. Именно так проведший 20 лет в лагерях физик Георгий Демидов получил второе рождение через публикацию его рукописей, сохраненных дочерью. Дочь еще ребенком начала поиск отца, о котором знала по обрывочным рассказам матери.
Опера так выстроена, что музыка звучит внутри зала и на улице – в Саду Памяти музея. И все пространство превращается в звуковую дымку. Сквозь нее прорываются партии сопрано – бесчисленные голоса дочерей, ищущих своих родителей, исчезнувших во время репрессий. Так режиссура композитора Даниила Посаженникова и художницы Анны Костриковой создает мистический и одновременно реальный мир.

«Российская газета»

В спектакле партию дочери известного писателя и физика Георгия Демидова, сохранившей творческое наследие репрессированного отца, исполняют три вокалистки. Как три сестры, крайне похожие между собой, при этом три отдельных человека показывают через реальную личную историю многих и многих семей, в жизни которых произошли подобные события. Документальность приводит к историческому взгляду, охватывающему весь ХХ век. Работая с документом, авторы уходят от звукового натурализма; сохраняя узнаваемые исторические детали во внешнем облике героинь – избегают иллюстративности. Создают контекст рассказа об этих событиях, интерпретируют во всем множестве взаимосвязанных событий через последовательность слов и образов. Звук – глагол прошедшего времени. Звук, однажды услышанный, голос отца или выстрел в отца, будет жить в памяти всегда, даже если об этом нельзя говорить.

Татьяна Круковская

На странице использованы фотографии Алексея Смирнова и Владимира Аверина