Театральная компания ЗМ

Война и мир

Театр им. Евг. Вахтангова, Москва

Премия «Золотая Маска» 2023 г. – Специальная премия жюри драматического театра Творческой группе спектакля «Война и мир» Театра им. Евг. Вахтангова – «За создание уникальной сценической картины мира романа Л. Толстого».

Номинации на Премию – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая женская роль» (Ксения Трейстер), «Лучшая мужская роль» (Денис Самойлов) «Лучшая женская роль второго плана» (Ирина КупченкоЕкатерина Крамзина), «Лучшая мужская роль второго плана» (Сергей МаковецкийЕвгений Князев).

по Льву Толстому

Сценическая композиция и постановка: Римас Туминас
Сценография: Адомас Яцовскис
Костюмы: Мария Данилова
Композитор: Гиедрюс Пускунигис
Хореограф: Анжелика Холина
Художник по свету: Александр Матвеев при участии Дамира Исмагилова

Артисты: Андрей Ильин/Сергей Маковецкий, Ирина Купченко/Евгения Ивашова, Ася Домская/Лада Чуровская, Ольга Лерман/Ксения Трейстер, Юрий Цокуров, Мария Волкова/Ирина Смирнова, Евгений Князев, Ян Гахарманов/Виктор Добронравов/Юрий Поляк, Екатерина Крамзина /Полина Чернышова/Мария Бердинских, Мария Риваль, Аделина Гизатуллина/Анастасия Жданова, Павел Попов/Денис Самойлов, Владимир Симонов/Юрий Шлыков/Андрей Зарецкий, Анна Антонова/Яна Соболевская, Владимир Логвинов, Марина Есипенко/Мария Шастина, Николай Романовский, Людмила Максакова/Елена Ивочкина, Ольга Тумайкина/Ольга Чиповская/Ирина Дымченко, Анна Дубровская/Юлия Рутберг, Олег Макаров, Александра Стрельцина, Артем Пархоменко

Продолжительность 4 ч. 45 мин.
Возрастная категория 16+
От эпопеи, многофигурности, масштабности романа режиссер словно отталкивается, строя действие на разреженности, достигающей монологизма в ключевых сценах. Пустота огромного пространства и человек в центре ее – наедине с судьбой. Таковы сцены Наташи на балу, Николая Ростова на поле боя, Пьера в плену. Концентрирует внимание зрителя Римас Туминас и на крупных планах едва ли не самых важных для него героев: старика Болконского и старухи Перонской, на моментах трагического прозрения и бесстрашного веселья перед лицом смерти.
Нет в вахтанговском «Войне и мире» описанных у Толстого великих побед и брачных союзов. Нет ни у кого счастья, все остаются одиноки и со своей трагедией. Горестна жизнь, непоправимо в ней все. Но она бесценна – эфемерная, быстро пролетающая, несовершенная. Ничего прекраснее ее нет, и самое лучшее в ней – человек. Свобода его духа. Красота. Веселье. Мастерство. Об этом и спектакль.

газета «Экран и газета»

Вымарав изрядную часть текста, спрямив и упростив ходы, Туминас остается верен Толстому: Толстой ведь не скрывает, как слабы его герои, но заставляет нас их полюбить. Вот и Туминас заставляет заново полюбить и роман, и старый «игровой» театр, и актеров, которым удается стареть и взрослеть на глазах. У Ильи Ростова все больше перекашиваются плечи и чаще останавливается взгляд, Николай Болконский из шута постепенно превращается в короля Лира и долго-долго бредет в темноту, за стену. Улыбка наконец освещает лицо Андрея Болконского: умирая, он научился любить.

газета «Коммерсант»

Удивительное дело – эпопею Туминас ставит как притчу. Притчу огромную, хотя жанр предполагал бы лапидарность, но не теряющую своих родовых очертаний.
Действие художник Адомас Яцовскис помещает на почти пустую сцену, где доминантой становится огромная выкрашенная в серый «каменный» цвет и снабженная едва заметным «классическим» рельефом стена, которая меняет положение в пространстве. Так сама громада толстовского романа, а одновременно и примета архитектуры господских домов ХIХ века работают на объем гигантского сюжета, не мешая при этом самому воздуху спектакля.

«Петербургский театральный журнал», блог

На странице использованы фотографии Александры Торгушниковой, Яны Овчинниковой и Юлии Губиной