Театральная компания ЗМ

Мальчики

Театр «Глобус», Новосибирск
Участник программы «Детский weekend» Фестиваля 2022 года
по повести Владислава Крапивина «Та сторона, где ветер»

Режиссер, автор литературной композиции и музыки: Артём Терёхин
Художник, художник по костюмам: Екатерина Угленко
Художник по свету: Елена Алексеева

Артисты: Владимир Дербенцев, Александр Липовской, Станислав Скакунов, Алексей Корнев, Денис Васьков, Роман Исаченко, Вячеслав Кимаев, Илья Чуриков, Алексей Архипов, Александр Петров, Светлана Прутис, Евгения Краснова, Елена Евдокимова, Диана Гончаренко, Андрей Журавкин

Спектакль подготовлен при партнерстве «Культурный город» и поддержке Фонда Президентских грантов 

Продолжительность 1 ч. 25 мин.
Возрастная категория 12+
Мы живем в эпоху постмодернизма, а это игра с контекстами. Я не могу не сравнивать Достоевского и Крапивина. И если на мальчиков Достоевского вся надежда в будущем, то мальчики Крапивина уже сейчас крутые, они «про настоящее». Переплетение тонкое, но важное. Плюс есть знаменитый спектакль «Мальчики» Сергея Васильевича Женовача, мы в его поле живем так или иначе. Мы не рефлексируем насчет этого спектакля, у нас нет прямых цитат, тем не менее мы знаем, что он есть во Вселенной, которую мы создаем. Мальчики – не гендерное описание, не возрастное, это состояние. Это ощущение мира. Гурджиев в свое время перефразировал «Имя мне – легион». Сказал, что внутри нас живет легион. Человек, который лег спать и который проснулся, – совершенно разные люди. Этот легион важно осознать и принять. Есть мальчик, который курил и прятал дневник, а есть тот, который бабушку через дорогу перевел. И это все разные мальчики, которые живут во мне. «Мальчики» как «бабочки в животе», в этом есть что-то легкое, в хорошем смысле грустное, невозвратное, но при этом то, к чему всегда хочется стремиться.
Артём Терёхин
Нежный, даже чувственный, остроумный и ироничный, местами откровенно смешной, а местами щемяще грустный. Полный боли за вымышленных, никогда не существовавших крапивинских мальчиков и за свое собственное детство, за уходящее, но так окончательно и не ушедшее советское прошлое и за наших родителей. Спектакль, в котором всех жалко и никому не позавидуешь, спектакль, на котором тихонько хохочешь, а после открыто всхлипываешь или украдкой утираешь слезу. Спектакль из разряда тех, от которых ничего не ждал, а потом хочешь вернуться и пересмотреть.
Секрет тут, наверное, прежде всего в хорошо сделанной инсценировке (автор литературной композиции, как и музыки – сам режиссер). Взрослый Гена (Владимир Дербенцев), простой русский мужик в мешковатых джинсах и желтой куртке, за плечами которого и армия, и неудавшаяся личная жизнь, и переезды с места на место, вспоминает последнее лето своего детства. 
«Петербургский театральный журнал», блог
Август – месяц ветров, и именно в последний август своего детства отправляется повзрослевший герой. В август, где были грозы, дворовые игры и еще – чудо, не для себя – для друга, а потому оно еще ценней. Август – последний месяц лета, того самого, когда детство для героя закончилось навсегда. Спектакль, несмотря на название, поставлен не по мотивам Достоевского, а по повести Владислава Крапивина «Та сторона, где ветер». Однако отсылка к пьесе Розова по роману «Братья Карамазовы» неслучайна – здесь тоже есть мальчишеское братство, новая удивительная дружба и еще – воздушные змеи. Артем Терехин не пытается осовременить советский текст ни картинкой, ни лексикой. В своей инсценировке режиссер меняет последовательность эпизодов – смерть близкого становится точкой невозврата, неминуемо ведет к взрослению. Интересно, как взгляд советского писателя соотносится с сегодняшним разговором о смерти в детской литературе. В спектакле за уморительными шутками можно разглядеть недетскую боль, неустроенный быт и проблемы в семье. Знакомство со слепым мальчиком дает герою возможность впервые ясно посмотреть на себя. Режиссер находит тихую и чистую интонацию, смыкающую поколения, того настоящего осязаемого счастья, которое (ты еще не знаешь, но уже предчувствуешь) – не навсегда. И спектакль получился теплый, как прощальное августовское солнце, и светлый, как небо, в котором парят один выше другого воздушные змеи.

Анна Казарина

спектакль создан при партнерстве «Культурный город» и поддержке Фонда Президентских грантов

На странице использованы фотографии Валентина Копалова