Театральная компания ЗМ

Конек-Горбунок

Урал Опера Балет, Екатеринбург
Премия «Золотая Маска» 2022 г. – «Лучшая работа дирижера».
Номинации на Премию – «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа балетмейстера-хореографа», «Лучшая работа композитора», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль» (Анастасия Кержеманкина, Елена Воробьева), «Лучшая мужская роль» (Арсентий Лазарев).
 
балет в 3 действиях

Дирижер-постановщик: Павел Клиничев
Сценарий: Вячеслав Самодуров, Богдан Королёк
Хореография: Вячеслав Самодуров, Антон Пимонов
Рэп: EK-Playaz
Сценография и костюмы: Анастасия Нефедова
Свет: Сергей Васильев
Ассистент хореографа: Клара Довжик

Артисты:  Арсентий Лазарев, Екатерина Малкович, Анастасия Кержеманкина, Томоха Терада, Глеб Сагеев, Максим Клековкин, Игорь Булыцын, Камила Бекназарова, Виктор Механошин, Надежда Шамшурина, Екатерина Кузнецова, Мария Михеева, Рафаэла Морел, Анна Домке, Елена Глушакова, Марина Арсеньева, Елена Кабанова, Иван Суродеев, Елена Воробьева, Екатерина Кузнецова, Мария Михеева, София Тюпа, Рафаэла Морел, Анна Домке, Анастасия Багаева, Инна Авдеева, Татьяна Мевх, Анастасия Багаева, Эдуард Забелин

В спектакле использованы фрагменты хореографии Александра Горского (1912)

Продолжительность 2 ч. 10 мин.
Возрастная категория 12+
Мы нарочно берем архаичный балет со знакомым сюжетом – и смотрим на него с сегодняшней позиции. Этот спектакль я создал в соавторстве с Антоном Пимоновым. Здесь все новое. Новая музыка Анатолия Королева, который также сочинил остроумную транскрипцию старых номеров Цезаря Пуни. Новое оформление – его сделала феноменальный художник Анастасия Нефедова. Действие развивается с помощью рэпа, который я считаю одной из самых ярких форм современной поэзии. Текст по сказке Ершова написали уральские рэп исполнители Наум Блик и T-Bass, они сами выходят на сцену. Миссия нашего театра – развивать русское искусство, и «Конек-Горбунок» – это очень русский спектакль.
Вячеслав Самодуров
Перевести современность на язык балета – серьезная задача, и, мне кажется, она выполнена. Балет может быть смешным и ироничным, и эта ирония – очень тонкой, неявной. Герой «Конька-Горбунка» – парень с окраины, знакомый мне и вам, с хитринкой и природным умом, которому не хватает для счастья воли к творчеству. Конек и есть его дар, пробуждающаяся душа. В нашем балете это женская партия на пуантах: я вдохновлялась образом южноафриканской рэп-вокалистки Йоланди Фиссер. У них с Иваном нет романтических отношений. Только синергия и метафизика.
Анастасия Нефедова
В постановочном процессе первоначальная расстановка сил оказалась изменена, и Самодуров из роли восстановителя Горского вернулся к роли оригинального хореографа. Тем увлекательнее изучение танцевального пэчворка: программка и буклет заговорщицки умалчивают, кому из соавторов принадлежит выходная вариация Царь-девицы, скач Конька, финальное па де де Ивана и Царь-девицы, адажио Океана и Жемчужины, сцена братьев и Хана, ансамбль медуз. Особый интерес вызывает авторство идеи апофеоза – в нем нерушимым единством оказались связаны танго, ирландский танец, молдовеняска и даже боевые номера в духе грузинского ансамбля Сухишвили-Рамишвили. 

«Российская газета»

Нарушая устои, создатели спектакля как будто принципиальной, смыслообразующей задачей избрали доказательство правомочности смешения всего и вся без какой-либо стилистической подгонки, без оглядки на очевидные различия весовых категорий. Автор музыки Анатолий Королев, что называется, без объявления войны аннексировал территории Цезаря Пуни, Бориса Асафьева, Антона Арендса, преобразив их порой до полной потери идентичности.
В хореографии с Александром Горским соседствуют его современные коллеги, но не единомышленники Вячеслав Самодуров и Антон Пимонов. Да и между собой у них мало общего. Что, собственно, никого не смущает. Как и то, что ведут балет (который большую часть своей многовековой жизни считался искусством бессловесным) – рэперы.

«Независимая газета»

В ауре почтения к наследию и одновременно – непочтительности к нему же, реализован главный принцип авторов идеи и сценария – Богдана Королька и Вячеслава Самодурова: любой спектакль (работа с наследием тоже) должен быть в эстетике сегодняшнего дня. Конечно, неизбежно смешение французского с нижегородским, но это и есть суть старых балетов, они такие все. И вообще, то, что прежде было эклектикой, теперь гордо зовется интертекстом. Именно так создан «Конек», этот бодрый шифтинг. Или современный лубок.

интернет-издание «СlassicalMusicNews»

На странице использованы фотографии Елены Леховой и Ольги Керелюк