ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ
Сергей Прокофьев

Любовь к трем апельсинам

Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Номинации на Премию 2022

Опера / спектакль
работа дирижера (Артем Абашев)
работа режиссера (Филипп Григорьян)
работа художника по костюмам (Влада Помиркованая)
работа художника по свету (Сергей Васильев)
женская роль (Лариса Келль)
мужская роль (Гарри Агаджанян)
Либретто Сергея Прокофьева по одноименной драматической сказке Карло Гоцци. Версия Филиппа Григорьяна и Ильи Кухаренко

Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Артем Абашев
Режиссер-постановщик, художник-постановщик: Филипп Григорьян
Художник по костюмам: Влада Помиркованая
Художник по свету: Сергей Васильев
Хормейстер-постановщик: Евгений Воробьев
Хореограф: Анна Абалихина
Драматург: Илья Кухаренко

Артисты: Александр Воронов, Борис Рудак, Наталья Буклага, Эдуард Морозов, Сергей Власов, Константин Сучков, Гарри Агаджанян, Лариса Келль, Наталья Кириллова, Айсулу Хасанова, Дарья Пичугина, Наталия Ляскова, Александр Егоров, Евгений Икатов, Данис Хузин

В спектакле принимают участие артисты хора, балета и миманса

Продолжительность 2 ч. 10 мин.
Возрастная категория 12+
Прежде всего, изменилось мое восприятие этой партитуры. Сейчас постановка дает мне возможность глубже понять это сочинение, еще лучше проникнуть в его суть и пристально всмотреться в нюансы, которые могли остаться незамеченными раньше. Как бы мне хотелось исполнить эту оперу сегодня? Так, как ее написал Прокофьев. Авторский стиль Прокофьева и прост, и сложен одновременно. Мне его язык понятен и близок. Возможно, потому что мы оба пианисты, и это дает мне особые преимущества перед дирижерами с другим музыкантским багажом. Кроме того, в стилистическом плане оперный язык Прокофьева более ясный, чем симфонический – с большей полифоничностью и многогранностью.
Артем Абашев
«Любовь к трем апельсинам» создавалась в начале 1920-х – в те же годы, что и вахтанговская «Турандот», и на той же волне всеобщего интереса к dell’arte. Но век спустя этот восторг уже поутих, а юмор буффонады состарился. А вот от музыки Прокофьева нет никакого ощущения антиквариата: в ней по-прежнему много смешного, жуткого, лирического, что нас веселит, страшит и трогает. И нам как постановочной команде показалось важным все это вернуть и в сюжетные обстоятельства оперы. Для этого нам потребовалось счистить весь толстый слой традиционной буффонады и найти в сюжете тех, кому можно сопереживать не понарошку, а взаправду. 
Филипп Григорьян
Системная проблема при постановке «Любви к трем апельсинам» в наше время скрыта в отношении к итальянской комедии масок. Написанная по мотивам одной из фьяб Карло Гоцци, опера Сергея Прокофьева вдохновлена комедией дель арте. Как хорошо известно, композитор был не одинок в этом увлечении – собственно говоря, на написание «Апельсинов» его сподвиг Мейерхольд. Многое в этом мире вернулось, описав столетний круг, но только не популярность дель арте: ей поклоняются, ее изучают, некоторые по-прежнему клянутся ее именем, но в актуальной художественной повестке ее нет как нет. Григорьян это хорошо понимает, поэтому вместе с драматургом Ильей Кухаренко они сочинили совершенно новую историю, в которой Король Треф превратился в руководителя секретного научного института; его сын, ипохондрик Принц – в любимое детище ученого, искусственного человека; Труффальдино – в инженера и капитана команды КВН; племянница короля Клариче – в сухую, хотя и не чуждую страстям, партийную даму; Смеральдина – в секретаря дирекции, а сказочные персонажи – в лаборантов и аспирантов.

газета «Коммерсант»

В новой интерпретации «Апельсины», которым исполняется сто лет со дня премьеры, не детская сказка и не социальный памфлет, какие иногда в половинчатой манере пытаются решить проблему вызывающей прокофьевской беспечности, – хотя их приметы в постановке Абашева и Григорьяна присутствуют. В ней вообще умещается очень многое: спектакль густонаселен, многосоставен, многомерен, изобретателен, в нем тщательно застроен каждый миллиметр, а каждый персонаж, хор или группа живут собственной артистической жизнью в тесном, плотно детализированном ансамбле.
Все странности, принципиальный алогизм, предельная условность формальной театральной игры с ее жутковато иррациональными связями по мотивам фьябы Гоцци в пересказе Мейерхольда, где многое смешное скорее страшит, чем веселит, в новых «Апельсинах» решено поверить гармонией драматургической логики.

интернет-издание «Masters Journal»

2020-й – дебютный год для менеджеров Пермской оперы. Решать задачу «make Perm great again» оперный департамент стал, вливая драматическую кровь в музыкальные меха. 
Опера – скучно и непонятно, бояре, парча и растягивание гласных. Драматические режиссеры нужны в том числе, чтобы сделать архаику современной. Сергей Прокофьев, написавший в 1921 году оперу на сюжет Карло Гоцци, несколько опоздал к моде на итальянские маски – а сто лет спустя Принцы, карты и Труффальдино смотрятся как анахронизм. Режиссер Филипп Григорьян и драматург Илья Кухаренко радикально переделали историю, нашли далекие, но работающие ассоциации. Новое либретто «Апельсинов» повествует об эксперименте в лаборатории, а визуальное оформление – отсылает осведомленных к сериалам платформы HBO. 
Принц, превратившийся в Доктора Манхэттена с узнаваемой синевой кожи и тотальной отстраненностью, мир двойников, в котором возникают супергерои, многослойная конструкция, где одни персонажи играют другими и внедряются в действие «под прикрытием», – все это дает опере заговорить на языке стримингов и сложных драм, объяснять произведения публике, которая предпочла театр бинджвотчингу. В «Апельсинах» больше увидят те, для кого опера – не основной досуг; пожалуй, одна из лучших реализаций новой пермской концепции.

Тата Боева

На странице использованы фотографии Андрея Чунтомова