Театральная компания ЗМ
Жорж Бизе

Кармен

Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Премия «Золотая Маска» 2022 г. –«Лучшая работа дирижера».
Номинации на Премию – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая женская роль» (Наталия Ляскова).
Либретто Анри Мельяка и Людовика Галеви по одноименной новелле Проспера Мериме. Редакция Константина Богомолова

Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Филипп Чижевский
Режиссер-постановщик: Константин Богомолов
Художник-постановщик и художник по костюмам: Лариса Ломакина
Художник по свету: Иван Виноградов
Видеохудожник: Алан Мандельштам
Хормейстер-постановщик: Евгений Воробьев
Хореограф: Алексей Расторгуев
Звукорежиссер: Марат Бариев
Ассистент режиссера-постановщика: Сергей Морозов
Выпускающий продюсер: Евгения Вавилина

Артисты: Наталия Ляскова, Борис Рудак, Энхбат Тувшинжаргал, Анжелика Минасова, Тимофей Павленко, Константин Сучков, Утарид Мирзамова, Александра Соколова, Сергей Годин, Медея Ясониди, Марина Суханова, Марина Васильева, Андрей Тунеков, Вячеслав Чуистов, Александр Гончарук, Екатерина Мудрая, Марк Букин, Ксения Елохова, Иван Тарасов

Соло в оркестре: Владимир Гапонцев, Денис Пащенко, Федор Дмитриев, Ирина Огородникова, Мария Зоркина

В спектакле принимают участие артисты балета, хора, миманса, детской студии театра

Исполняется на русском и французском языках с русскими титрами

Продолжительность 3 ч.
Возрастная категория 18+
Первоначальная версия оперы с разговорными диалогами, которую мы выбрали для постановки, более обостренная и подчеркивает некую эклектичность партитуры Бизе. Все номера в партитуре, относительно тонального плана, резко контрастны. Эмоциональные скачки в самом либретто присутствуют и в музыке. А речитативы, позже привнесенные Гиро, сглаживают эту остроту. Плюс исходная редакция дает больше свободы для высказывания режиссера.
Филипп Чижевский
Мы отсылаем зрителя к определенному периоду истории – к началу XX века. Это время черно-белых фотографий, которые с течением времени приняли оттенок сепии. Сепия, по моим ощущениям, очень чувственно сочетается с ржавчиной. Я сказала «чувственно» и думаю, что это самое важное слово, потому что именно такой – чувственной – реакции я жду от зрителей.
Лариса Ломакина
Богомолов и его постоянный соавтор сценограф Лариса Ломакина отправляют героев оперы из Севильи в предреволюционную Одессу. Впрочем, время и место действия в спектакле мгновенно превращаются в сущую фантасмагорию. Кармен в спектакле – еврейка-бандитка Сонька Золотая Ручка, Хозе – русский солдат, Эскамильо – заезжая знаменитость, но все это только до тех пор, пока театральная фантазия не превратит каждого из них в кого-нибудь другого. За время спектакля проходит с десяток лет, погром сменяется революцией и нэпманским расцветом кинематографа. Динамичное действие обвешано цеховыми театральными колкостями и аллюзиями на хрестоматийное кино (от «Броненосца “Потемкин”» до «Рабы любви» и «Бумбараша»), как шариками елка.
Постановщики берут за основу первую авторскую версию «Кармен» с разговорными диалогами, но идут дальше, берут шире и устраивают на сцене гран-гиньоль: театр ужаса, лобовой сатиры, фарса, неприличия и бесконечных превращений кровищи в клюкву и обратно. Все это, вполне возможно, не было бы смешно, если бы не было сделано ловко и ясно в музыкальном смысле. И если бы несколько кульминаций большого и сложного музыкального драматизма не прорастали бы между слов, строк и острот.

газета «Коммерсант»

Сериальной увлекательности и неослабевающего напряжения Богомолов добивается не какими-то особо выдающимися актерскими соло или свежесочиненным параллельным сюжетом, а именно тонкой работой с музыкальным временем, отнимая его у Бизе и полностью беря в собственное управление. И маэстро Филипп Чижевский – видимо, тот уникальный музыкант, которому это тоже искренне интересно. Это слышно. 
Партитура Бизе сокращена, порезана и перешита, из оркестра доносятся этнографические чужеродные переливы гитары. Разборки – опера это или драмспектакль с музыкой, на какую полочку это положить – не имеют смысла и являются сотрясанием воздуха. Просто надо признать, что эпоха сакральности музыкального текста кончалась-кончалась и таки кончилась. Мы уже какое-то время это знаем, но боимся об этом сказать.

интернет-издание «Colta»

Испанская цыганка? А вот и нет – одесская еврейка, бросающаяся в драку, потому что кто-то назвал подлым словом ее народ. Режиссер Константин Богомолов рассказал давно известную историю заново, и теперь эта история начинается в предреволюционной Одессе, продолжается после революции и уверенно подкатывает ко Второй мировой (но на эту территорию не заходит). Кто-то из меломанов был шокирован тем, что режиссер разъял партитуру Бизе, добавив в нее иные мелодии – и зал действительно вздрагивает, услышав (в блестящем исполнении) «На Дерибасовской открылася пивная». Но в спектаклях Богомолова всегда так – ему важно рассказать свою собственную повесть, и сочинения великих авторов – от Островского до Генделя – становятся лишь материалом для конструирования новой реальности. Она бывает разного качества, но в случае с вот этой «Кармен», где и так не слишком счастливая в браке с Хозе героиня идет вразнос, получив в подарок именинный тортик с красноречивой цифрой «40» – реальность придумана замечательно остроумно. Стоящий за пультом Филипп Чижевский при этом так чуток к Жоржу Бизе и голосам дивных пермских певцов, что почитатели прежде всего музыки, а уж затем – театра, тоже не останутся без ощущения счастья.

Анна Гордеева

На странице использованы фотографии Андрея и Никиты Чунтомовых