Театральная компания ЗМ
Сагит Рамиев

На заре

Драматический театр им. Т.А. Миннуллина, Нижнекамск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2022 г. – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая мужская роль» (Алмаз Хусаинов).
пластический спектакль 

Режиссер: Туфан Имамутдинов
Художник: Лилия Имамутдинова
Постановщик пластических номеров: Марсель Нуриев
Художник по свету: Ильшат Саяхов
Музыка: Шамиль Шарифуллин 

Артисты: Алмаз Хусаинов, Гузелия Мухаметзянова

Продолжительность 1 ч.
Возрастная категория 16+
Сагит Рамиев – одна из трагических фигур в татарской поэтической культуре. Он – мыслитель, философ, бунтарь, которого преследовали за его убеждения, за его веру в возрождение татарской культуры. 
«На заре» – важнейшее произведений Сагита Рамиева. Это стихотворение стало своеобразным пробуждением и предчувствием новой жизни, нового дня татарского народа. На заре у человека есть возможность проснуться и увидеть реальный мир таким, какой он есть.
Туфан Имамутдинов
Режиссер спектакля Туфан Имамутдинов продолжает размышлять о татарском языке, о татарской нации, взяв за основу сюжета трагическую судьбу одной из главных фигур начала XX века – Сагита Рамиева, поэта, прозаика, журналиста, публициста, и его стихотворение «На заре». 
«На заре» («Таң вакыты», 1907) – важнейшее произведение Рамиева, которым обозначают начало модернистского периода творчества и резкого перелома в мировоззрении поэта, где Рамиев видит «утреннюю зарю» как символ духовного пробуждения и начала эпохи возрождения в жизни татарского народа и надеется, что татары пробудятся от вековечных заблуждений. 
Туфан Имамутдинов целенаправленно отказывается от главного в поэтическом произведении – от слов, тем самым лишая своего главного героя его орудия и возможности говорить. Режиссер через пластику, через физическое и «лишения» подчеркивает внутренний и внешний конфликт героя. 
журнал «Идель»
Спектакль «На заре» поставил молодой, но уже известный в театральной России режиссер Туфан Имамутдинов. 
Это пластический моноспектакль по стихотворению поэта Сагита Рамиева «На заре», знаковому для татарской интеллигенции. В спектакле нет ни одного слова. Только телеграфная строка, бегущая сверху, и на ней скупо, лаконично переданы сведения о гонимом поэте и журналисте, который хотел пробудить свой народ от сна. Он мечтал о возрождении языка, традиций, о восстановлении национального достоинства, о том, что Женщина станет символом новой жизни. 
Артист Алмаз Хусаинов в своем нервном, импульсивном пластическом движении великолепно передает не просто стихи, но судьбу поэта. Судьбу человека, который слишком рано призывал к свободе и не был услышан. Но не был и сломлен. Давно известно: рукописи не горят. И стихи его проявились в другом времени. Вспоминается пушкинское: «Cвободы сеятель пустынный, я вышел рано, до звезды…». Такие поэты-провидцы есть у каждого народа. Таким был Сагит Рамиев. «Время рассвета, татарин спит…» – писал он. Нет, не спит. Молодой артист в своем танце прекрасно передает это особое душевное состояние: пробуждение на заре, мятежную творческую силу, которая пытается пробить глухую стену забвения, несвободы.

Татьяна Тихоновец

На странице использованы фотографии Рамиса Назмиева, Алмаза Фаттахова и Любови Евграфовой