Театральная компания ЗМ
Жан-Батист Мольер

Школа жен

Театр им. Вл. Маяковского, Москва
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2022 года: «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая женская роль» (Наталья Палагушкина), «Лучшая мужская роль» (Анатолий Лобоцкий).
Режиссер-постановщик: Миндаугас Карбаускис
Художник: Зиновий Марголин
Художник по костюмам: Мария Данилова
Композитор: Полина Шульева
Художник по свету: Александр Мустонен

Артисты: Анатолий Лобоцкий, Наталья Палагушкина, Станислав Кардашев, Роман Фомин, Ольга Ергина, Евгений Матвеев, Константин Константинов, Виктор Довженко

Продолжительность 2 ч. 30 мин.
Возрастная категория 16+
По-настоящему колкий и парадоксальный внутренний сюжет в версии Карбаускиса возникает вместе с парой молодых влюбленных, притом что Агнеса и Орас вообще-то фигуры гораздо менее яркие и менее театрально выигрышные, чем желчный и самодовольный Арнольф. Но в спектакле Карбаускиса перед нами не бунт молодости против старости и не восстание против тирании косной морали, а полное подчинение и морали, и тирании. И оказывается, что как раз подчинение приводит и тиранию, и мораль к краху. Это очень смешно – и очень наглядно. Наталья Палагушкина и Станислав Кардашев с поистине фарсовым простодушием играют пару идеальных конформистов, не нарушающих никакой установленный порядок. И именно это – не нарушение порядка, а буквальное следование ему – становится катастрофой для Арнольфа. Это история, если угодно, про итальянскую забастовку консерватизма, про то, что бояться нужно не двоечников, а отличников. Потому что косность всегда лицемерна: требуя правды и добродетели, она на деле хочет лишь комплиментов и, не получая их, теряет всю свою живучесть.

газета «Коммерсант»

Главного героя – Арнольфа, недавно прибавившего к имени модное «де ла Суш», – можно сделать вредным занудой, порочным тираном, расчетливым и похотливым абьюзером, или, напротив, несчастным влюбленным, непутевым неудачником, на наших глазах упускающим свой последний шанс. У Анатолия Лобоцкого задумано не напротив, у него – все вместе, его Арнольф выглядит человеком сложным. Он надеется, заблуждается, злится, раздражается, терпит, торжествует, досадует, умиляется, вожделеет, вызывая у зрителя то жалость, то усмешку, то негодование, то улыбку, то искреннее сочувствие.

газета «Экран и сцена»

Метаморфоза, происходящая с героиней Натальи Палагушкиной, и есть самое интересное. Агнеса – единственная по ходу спектакля меняется. Заторможенное создание, послушно стучащее спицами, полюбив, вдруг преображается. Откуда-то берется пылкость и настойчивость при прощании с Орасом и решительность при объяснении с опекуном. Вот это преображение, вечная победа живого над мертвым, закостенелым, и становится смысловым ядром спектакля.

журнал «Театр», блог

На странице использованы фотографии Дениса Жулина