ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Ходжа Насреддин

Театр Наций, Москва
Премия «Золотая Маска» 2022г.  «Лучший спектакль в театре кукол».
Номинации на Премию: «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника»,
«Лучшая работа актера» (Евгений Шавкунов, Евгений Миронов).
Режиссер, художник-постановщик и автор кукол: Анна Викторова
Мастер по куклам: Виктор Антонов
Композитор: Юрий Потеенко
Художник по свету: Александр Сиваев

С куклами работают: Екатерина Малетина, Максим Кустов, Евгений Шавкунов, Александр Третьяк, Наталья Третьяк, Ренат Шаймарданов 

Роли озвучивали: Константин Хабенский, Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Виктор Вержбицкий, Игорь Золотовицкий, Инга Оболдина, Елизавета Боярская

Продолжительность 2 ч.
Возрастная категория 12+
Прием фонограммной озвучки кукол неумолимо рождает в голове отсылки к театру Резо Габриадзе, в частности его легендарной «Песне о Волге». Но важнее здесь не столько метод или возможные переклички тем (у Габриадзе, например, была любовь лошадей Алеши и Наташи, здесь – Ишака и Кобылицы), но масштаб интимности. У Бекмамбетова, признанного мастера блокбастеров с тонной спецэффектов, получился очень личный, камерный и по-хорошему традиционный спектакль.
Бекмамбетов ставит спектакль как живое кино, начиная с формата сцены – узкого кадра, как в синемаскопе. Эпизоды, разные по времени и пространству, могут происходить в разных частях этого длинного коридора друг за другом – режиссер монтирует их вживую, отбивая светом. По сути, он не пытается придумать нечто новаторское, а выуживает нужные ему ходы из традиционного театра кукол. Главным спецэффектом здесь становится мастерство работы кукольников.
«Петербургский театральный журнал», блог
Кукольный спектакль режиссера Тимура Бекмамбетова – это и сказка, и философская притча, и восточная «Одиссея» с аллюзиями на русскую литературу. «Отчего ишаки не летают, как птицы?» – вопрошает Ишак (Евгений Шавкунов) голосом Евгения Миронова, повиснув над землей из-за того, что хозяин перегрузил арбу. Подобно Катерине из «Грозы», животное мечтает о свободе. Но в каком веке живут герои? Уже написан Коран, а строки «чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» пока никому не принадлежат.
Декорации спектакля минимальны – стожки сена на движущемся подиуме, арбузные корки, кустик травы, арба с мешками. Странники попадают и в песчаную бурю, и в метель. Ночью над пустыней загораются редкие звезды, в постановке Бекмамбетова они стали арбузными семечками: герои выплевывают их прямо в небо. Иногда в темноте порхает крохотная бабочка (Ренат Шаймарданов). Из темноты возникают ворота в потусторонний мир, за которыми Насреддин встретится с женой, а Эмир Тимур вновь увидит волшебное облако. Но Ишаку вместе с хозяином пойти нельзя. Отныне он обретает настоящую свободу и сам становится проводником для белой Кобылицы и для всех, кто готов последовать за ними: в финале он приглашает зрителей три раза сказать заветное «ку-ка-ре-ку» и отправиться в путь. 
Независимая газета
Кукольный спектакль со звездным актерским составом — история Насреддина и его осла по какой-то причине оказалась театральной мечтой продюсера и режиссера Тимура Бекмамбетова. Куклы Анны Викторовой достаточно сложно устроены — каждая со своей собственной психологией, темпераментом, характером. Можно сказать, что люди и животные в этой сказке сосуществуют друг с другом вполне вровень, если бы животные в большинстве своем не были гораздо симпатичнее. «Голосами» фигур работают Евгений Миронов, Константин Хабенский, Виктор Вержбицкий, Елизавета Боярская, короче, сплошной праздник.

газета «Коммерсант»

На странице использованы фотографии Иры Полярной