Театральная компания ЗМ

Еврейская сюита

Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина, Проект «Открывая синагогу Темир-хан-Шура», Буйнакск, Дагестан
Фестиваль THEATRUM 2021
перформанс 

2019

Куратор проекта: Екатерина Гандрабура 
Живопись в технике «документального рисования», перкуссия: Макс Эпштейн 
Автор музыки и исполнитель: Юрий Бренер (фортепиано, компьютер, перкуссия) 
Исполнитель: Аркадий Шилклопер (валторна, шофар, труба, флюгельгорн, перкуссия)
 
При поддержке Российского еврейского конгресса
 
Партнеры проекта: Национальный Музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, Центральный государственный архив Республики Дагестан
 
Когда-то здесь было озеро. А город Буйнакск звался Темир-Хан-Шура и был столицей Дагестана. В переводе с кумыкского – «озеро Тимура». По легенде великий и непобедимый полководец любил отдыхать на его берегу. Озеро осушили в середине 19 века. Когда-то здесь жили евреи. Их было много – треть населения немаленького города. В начале 90-х почти все евреи уехали из Буйнакска, рассеялись по России и миру, осталось несколько семей. Трагедия 1999 года – взрыв жилого дома, унесший 64 жизни, – деморализовала город, стала его мрачным брендом. Горская синагога, построенная по литовскому проекту в 1860-х и более 30 лет простоявшая закрытой, стала счастливым для города кураторским открытием. Музейщики выявили и начали осмыслять ценный объект наследия, вроде бы не скрытый и не уничтоженный, но как-то забытый. Современный художник и куратор, покопавшись в завалах, создали экспозицию-инсталляцию из мусора и хлама, из найденных в синагоге следов и осколков общинной жизни. Музыканты и художник сочинили и исполнили завораживающую музыку, которая звучит на фоне проекций рисунков на стекле, появляющихся  и исчезающих на глазах зрителей-слушателей-посетителей. И получилось мистериальное действо, многоуровневый сюжет которого – обретение родины, исход, скитания, преемственность, ностальгия и умиротворение. Иными средствами, наверное, невозможно реконструировать такую тонкую материю, как местная идентичность. Музейный перформанс возвращает людям не столько памятник, сколько шанс на культурное самоопределение.

Анатолий Голубовский