Театральная компания ЗМ

Университет птиц

«Театр Взаимных Действий» и Фестиваль «Территория», Москва
Номинации на Премию 2022

Эксперимент / спектакль

Участник программы «Russian Case» Фестиваля 2021 года
иммерсивный саунд-спектакль

Художники: Шифра Каждан, Леша Лобанов, Ксения Перетрухина
Саунд-дизайн: Алексей Наджаров
Композитор: Алексей Сюмак
Свет: Елена Перельман
Продюсер: Александра Мун

Перформеры: Ольга Власова, Наталья Соколовская

В спектакле звучит музыка Оливье Мессиана

Продолжительность 1 ч. 10 мин.
Возрастная категория 6+
Во время карантина темп жизни замедлился, и мы смогли более внимательно всмотреться в мир вокруг, на что раньше не хватало времени. Как и многие другие люди в пандемию, мы увлеклись бердвочингом – и смогли внимательно изучить своих соседей – птиц. Оказалось, что они не только наши соседи по двору и городу, но и по цивилизации вообще – птичья история развивалась параллельно истории людей и очень похожа на нашу. Там есть схожие события, трагедии, войны и даже свой птичий холокост. Птица – это и метафора души человека с его извечной мечтой о полете, и еда в тарелке, которая к тому же становится все менее съедобной. Нам захотелось выучить птичий язык – чтобы больше понять не только о птицах, но и людях, о себе, об окружающем мире, и о том, как сделать этот мир более возможным для жизни, дружелюбным и экологичным.
Ксения Перетрухина
В «Театре взаимных действий» последовательно работают с темой нечеловеческого. Документальный «Университет птиц» рассказывает о дискриминации по зоологическому признаку. Здесь и мемориал вымершим видам, и видеоликбез о войне Мао Цзэдуна с воробьями, и лекция по птичьему языку, во время которой артистка Ольга Власова виртуозно подражает соловьям и сойкам. Понять гипотетического пришельца или вполне реального воробья гораздо труднее, чем социально неблизкого соседа, но попытаться все же стоит, уверены художники. По крайней мере, признавать их интересы – наша обязанность.
интернет-издание «Afisha Daily»
Авторы рассказывают о боли негромко, не обвиняя, побеждают не дидактикой и злостью, а красотой и хрупкостью, свойственной главным героям. «Театр взаимных действий» как доверенное лицо, проводник между людьми и птицами, говорит о параллелях истории существования человека и птицы интонациями, свойственными не нам. Гулкие удары оперы и черно-белую хронику сменяют кадры с щебетом воробья. Нам предлагают внимательно понаблюдать за птицей, ставшей привычной в своей незаметности – долгий план индивидуализирует ее.
Подаренный опыт сопричастности все больше расчеловечивает. Признание сосуществования человека и птицы – попытка наладить коммуникацию, найти язык – невербальный, возможно, язык тишины, чтобы услышать, какую прекрасную проповедь могут прочесть они нам. В конце тропы участникам предлагают примерить крылья: но хватит ли сил и смелости, стоя в пятне света и оцеплении людей, расправить их?

«Петербургский театральный журнал», блог

«Театр взаимных действий» – пожалуй, единственный горизонтальный театр в России, о проектах которого активно пишет пресса. Чаще всего эти преокты сделаны в жанре бродилки (promenade theatre), а их темы одна страннее другой. «Музей инопланетного вторжения», скажем, рассказывал о вымышленной высадке пришельцев в Томской области. А иммерсивный саунд-спектакль «Университет птиц» повествует, как несложно догадаться, о птицах. Мы попадаем то в лабораторию, то в школьный класс, то в выставочный зал, то в неф какого-то странного храма, где по мере движения зрительской процессии в сторону «алтаря», глазам зрителей предстают иконы с изображением исчезнувших видов птиц. Перформерами тут выступают музыканты, сопровождающие зрителей по разным пространствам. С их помощью мы не только узнаем интересные факты из жизни пернатых, мы, что важнее, получаем возможность посмотреть на мир их глазами. В сущности, можно сказать, что «Университет птиц» иллюстрирует и развивает идеи философа и страстного критика идеи антропоцентризма Бруно Латура, уверенного, что если мы откажемся от привычки смотреть на природу как на подчиняющееся человеку царство, то у нас будет больше шансов выжить.

Марина Давыдова

При поддержке Союза театральных деятелей Российской Федерации и при участии фестиваля Brusfest

На странице использованы фотографии Яны Горбачевой