Театральная компания ЗМ

СКТВКР

Молодежный театр Республики Коми, Сыктывкар
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2021 года

миф

 

Режиссер-постановщик, художник: Максим Соколов
Хореограф: Екатерина Культина
Видеограф: Иван Федосеев

Артисты: Елена Аксеновская, Татьяна Валяева, Виктор Градов, Надежда Кожевина, Захар Комлев, Полина Лудыкова, Дмитрий Максименко, Татьяна Михайлова, Иван Николайченко, Юлия Экрот, Елена Янкова

Создатели «СКТВКР» выражают благодарность «Револьт-центру», Вере Александровне Муравьевой, ансамблю «Непоседы» села Ыб, Елене Викторовне Андреевой и учащимся школы № 12 г. Сыктывкара, всем героям спектакля

 

Продолжительность 1 ч. 30 мин.


Возрастная категория 12+
Для меня этот опыт очень необычен, потому что, когда я собирал этот спектакль, у меня к самому себе был вопрос: «А почему так?». Кроме того, я изначально не хотел делать «истории нашего городка». А потом вдруг на репетиции я понял: это не о том, о чем Север говорит, – это о том, о чем Север молчит.
Максим Соколов
Север России – место особое. Суровый климат, далеко от столиц и еще дальше – от теплых морей. Здесь, на слиянии двух рек, лежит Сыктывкар, столица Республики Коми. Две трети населения в городе – русские, четверть – коми; два официальных языка. Здесь есть район Париж, где когда-то жили пленные наполеоновские солдаты, множество парков, а еще – самая длинная улица в Европе. В общем, город со своим лица необщим выраженьем. Это выражение решено было запечатлеть. Так родился спектакль с полухэштеговым, полусакральным названием: «СКВТКР». В итоге получился по-северному сдержанный, но выразительный городской вербатим, в котором документальные истории наложились на структуру ритуала.
В начале спектакля почти все артисты произносят авторские монологи, напрямую работают с документальным жанром, а затем переходят к вербатимам других людей, в том числе местных знаменитостей. Среди них – олимпийский чемпион Андрей Нутрихин и начальник вертолетной площадки Сергей Сотников, который в 2010 году предотвратил аварию ТУ-154М в полузаброшенном аэропорте в селе Ижма. После закрытия этого аэропорта Сотников двенадцать лет самостоятельно чистил взлетную полосу, что и позволило самолету экстренно приземлиться без потерь. Эта история звучит финальным пронзительным аккордом о жизни на севере: если не будешь сам чистить взлетную полосу – никто за тебя не сделает. И прилетающий в финале к герою «ангел» на парашюте, поднимающий его из воды, – лишь символ надежды. А может быть, и здешнего северного братства.
интернет-издание «Летающий критик»

Спектакль сделан в жанре городского вербатима, рассказов горожан о том, что это за город такой – Сыктывкар, столица Республики Коми. Название постановки не зря укорочено почти до хэштега: Максим Соколов и команда актеров стремились воссоздать ощущение «жить в Сыквтывкаре» как состояние, почти вшитое в генетический код. Место обитания персонажей – неглубокий бассейн: то ли неизбывная северная лужа, то ли тот водоем, из которого вышла утка, создающая мир в мифологии коми. Игра с водой и огнем возводит рассказ о городе до уровня мифа – мифа о жизни на севере. Этот миф приобретает разные воплощения, среди них и рассказ о борьбе за Шиес, и монолог русалки, и история о том, как человек спас самолет от крушения – только потому, что год за годом поддерживал посадочную полосу на заброшенном аэродроме.


Вера Сердечная


На странице использованы фотографии Ивана Федосеева

9 марта после показа состоится обсуждение спектакля