Театральная компания ЗМ
Дина Сафина

5 mm/h

Творческая лаборатория «Угол», Казань

Премия «Золотая Маска» 2021 г. – «Лучшая работа драматурга»

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2021 г. – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера»

Режиссеры: Ангелина Мигранова, Родион Сабиров
Техническое обеспечение: Дарья Андреева

Артисты: Анжелика Ермакова, Марсель Касимов
 

Продолжительность 35 мин.


Возрастная категория 16+
Несмотря на то, что в пьесе много выдуманных вещей, основана она на личном переживании. Текст, в первую очередь, о ритме существования людей с диагнозом. О неизбежном принятии и умиротворении. Изначально показывать его кому-либо я не планировала. Да и на читки (конкурс «PRO/Движение-2019») он попал случайно. Уже потом пьеса зажила своей жизнью.
Дина Сафина
Наверное, можно сказать, что спектакль о времени, о его скоротечности, о том, что все проходит. Это заложено в самом названии «5 миллиметров в час», хотя отталкивались мы не от него. Мы не предполагали ставить спектакль о болезни. Болезнь здесь – только фон, стиль восприятия жизни, данность, от которой никуда не деться. Не хотелось делать акцент на этой теме.
В начале работы мы отталкивались от Беккета и его мысли о том, что человек вчерашний не есть человек сегодняшний. Грубо говоря, каждую секунду человек умирает и рождается заново, и тех ребят, с которыми мы делали запись для спектакля, уже нет, они в прошлом. Это уже чужие люди, хотя по-прежнему они. И эта мысль помогла нам найти подход к пьесе.
Ангелина Мигранова

В нашем спектакле важно взаимодействие именно с моментом в настоящем. Актеры слышат аудиозапись, сделанную для спектакля, только в день показа. Мы стараемся избежать того, чтобы у них появились какие-то поставленные жесты: поворот, усмешка, слезы. Ценно именно то, как они ощущают себя сегодня и как воспринимают текст здесь и сейчас. Для нас очень важно, что в самой структуре спектакля заложено, что ни один его показ не повторится – у актеров в нем нет поставленных реакций.
В начале работы нам было важно найти способ зафиксировать момент во времени. И уже после этого обрести визуальную форму. Мы стремились, чтобы у зрителя возникло некое видение, кино – у каждого свое. Поэтому мы не хотели простраивать никакое действие, движение, чтобы происходящее на сцене ни в коем случае не стало иллюстрацией того, что происходит в тексте.


Родион Сабиров

Изначально Дина Сафина назвала свою пьесу «5 миллилитров в час»: это скорость движения лекарства в капельнице при химиотерапии. Несмотря на прогресс в медицине, многие до сих пор считают онкологический диагноз приговором. Выбирая болезненную и актуальную тему, драматург создает спокойный, медитативный текст о том, что жизнь не сводится к страху. О том, что болезнь может быть обстоятельством жизни, но не должна становиться ее содержанием. Спектакль – лаконичный по форме, молчаливый диалог-воспоминание, посвященный стадии принятия. Два молодых артиста, почти без движения стоящие в лучах света, проживают – может быть, вспоминают, – разговор между пациентом и посетителем больницы, посвященный маленьким бытовым вещам. Важным становится все: звуки, выбранные слова, простые подробности. Остановись, мгновенье: ты существуешь.

Вера Сердечная

На странице использованы фотографии Зои Рутер