Театральная компания ЗМ

Камни со дна реки / Арена

Танцевальная компания «Воздух», Краснодар / Камерный балет «Пантера», Казань
Камни со дна реки
Идея, постановка и хореография: Анна Озерская
Композитор: Дмитрий Ладес/AORTHA
Музыка: Фредерик Шопен, Оулавюр Арнольдс
Костюмы: Светлана Эннс
Свет: Алексей Савинов

Артисты: Юлия Блохина, Ксения Бурмистрова, Любовь Перова, Наталья Филатова

Продолжительность 1 ч. 25 мин.

Арена
Музыка: Жан Бариер
Хореография: Дени Плассар в сотрудничестве с танцовщиками

Артисты: Дамир Булатов, Аяз Гимадиев, Надежда Ермолаева, Тимофей Жилин, Мария Марахтанова, Эдуард Мишанин, Елена Музеева, Вера Никитина, Валерия Повышева, Динар Сайфуллин, Алена Астраханцева, Светлана Ярмакова

Продолжительность 25 мин.
Возрастная категория 6+
Одна из самых красивых сцен в «Камнях со дна реки» – поцелуй двух молодых женщин. Этот очень чувственный и довольно долгий поцелуй длится беспрерывно при разных – порой сложносочиненных – положениях тел плавно двигающейся пары. А одна из самых эффектных сцен этого спектакля продолжается не больше минуты: танцовщица изображает, будто стреляет из условного пистолета себе в висок. Сразу после этого в выброшенной в воздух горсти мелких камней (это делает другая, невидимая зрителям артистка) видишь фейерверк из брызжущей крови и вышибленных мозгов. Камни в хореографическом сочинении Анны Озерской – разных размеров и форм – многофункциональны. Они и реквизит для обыгрывания метафор, и музыкальный инструмент, и детали конструктора для создания узоров на сценической плоскости. На протяжении всего спектакля с ними взаимодействуют – так же бесстрашно, как и друг с другом, – четыре босоногие танцовщицы в одинаковых комбинезонах. Их гибкие, легкие, послушные и сильные тела могут убедительно изобразить и окаменелость. А вот камни, с которыми они работают, пластичными – живыми! – вряд ли когда-то были и не станут уже никогда. Если только не думать, что солистки среди прочего изображают еще и мифических сестер-горгон, и кто-то из них – та самая Медуза, чей прямой взгляд обращал все живое в камень…

Спектакль Дени Плассара «Арена» начинается со сцен парной борьбы, которые танцовщики – разнополые, в современных, совсем не спортивных одеждах, кто в кроссовках, а кто и в туфлях на каблуках, – исполняют так тягуче и плавно, будто перед зрителями кадры замедленной съемки. Они двигаются по кругу под медленную виолончельную сонату Жана-Батиста Барьера – композитора периода позднего барокко. Повторяют пластический рисунок рукопашной схватки, невольно напоминая точное замечание писателя Майкла Каннингема, что «повторение, как наркотик, придает вещам новый, непривычный объем».
Борьба, похожая на благородный танец, и танец, похожий на лаконичный бой, – так можно обозначить пластический диапазон, который демонстрируют артисты балета «Пантера» в спектакле «Арена». За 25 минут 12 танцовщиков успевают в кругу воображаемой арены неоднократно разбиться на дуэты и вальсировать – причем не лицом друг к другу, а спиной. Исполняют условное танго втроем. Впятером. С симпатичной изобретательностью танцуют лежа. Сидя. Хаотично меняются партнерами. Кричат. Остаются и вовсе без партнера на какое-то время – выглядят не потерянными, но независимыми. А потом снова вызывают соперника или соперницу в центр арены – на очередную серию баттла, победу в котором надолго не удержать.

Айсылу Кадырова

Подробную информацию о спектаклях смотрите на страницах «Камни со дна реки» и «Арена»