Театральная компания ЗМ
Уильям Шекспир

Король Лир

Тувинский Музыкально-драматический театр, Кызыл
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2006г.- «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая мужская роль» (Александр Салчак)
Режиссер-постановщик Алексей Ооржак

Художник Валерий Шульга

Художник по гриму Людмила Волошина

Музыкальное оформление Станислав Ириль, Оксана Тюлюш

Балетмейстер Орлан Монгуш

Режиссер кукол Светлана Белова-Ондар


 
Артисты: Александр Салчак, Эзир-оол Монгуш, Дыртык Монгуш, Эдуард Ондар-ст., Галина Мунзук, Луиза Мортай-оол, Айдыс Шойгу, Айдын Бады-Сагаан, Мерген Хомушку, Леонид Кан-оол, Сайдаш Монгуш, Олег Сат, Эдуард Ондар-мл., Оолак Ондар, Саяна Сат (Оюн), Анай-Хаак Донгак, Орлан Оюн, Альберт Ондар, Саян Монгуш, Ляна Ондур



Продолжительность 2 ч. 40 мин.

Режиссер и сценограф позволили себе роскошь безудержной фантазии. Шульга умеет увидеть в куске ткани все просторы Вселенной, вмещающий в себя и этот клок мирской суеты. Мягкие декорации пластичны, могут стать небесной сферой, равнодушной к земным страстям, могут ужаться до злобного паука, подстерегающего свою добычу, могут стать огромным спрутом, уже окутавшим все и вся, но незаметно потому, что каждый видит только свою часть целого. Костюмы – налет западной цивилизации, и в то же время колорит диких степных кочевников, смещение, которое дало оригинальную смесь западной утонченности с азиатской вычурностью. По ходу спектакля вдруг выясняется, что атрибуты регалии и статуса, любовно вышитые на платье, совершенно игнорируются самими персонажами. Они не берегут свое дорогое одеяние, относятся к нему пренебрежительно, они готовы в нем драться, кататься по полу, заниматься любовными утехами. И получилось, что дорогой костюм не прикрыл героя, а наоборот, даже где-то обнажил.
Лира мучает не потеря положения, не предательство детей, а несостоявшееся отцовство. Лир всегда считал, что он лучший из отцов. Король был уверен, что ему за его отеческие чувства и заботы положено больше, чем простому смертному. Прозрение Лира очевидно. Неспокойные тени ушедших людей в виде огромных кукол кружат вокруг него в страшном танце, они преследуют его, как мутный сон, не позволяя забыться, отвлечься.
История, рассказанная великим Шекспиром, не стала в режиссерской интерпретации назиданием или упреком, она учит прощению. Это совсем не королевская, а просто человеческая история, без оглядки на кастовость или родовитость. Не надо зрителю приходить на «Короля Лира» как на сложную классическую вещь, это спектакль о человеческих взаимоотношениях.

«Тувинская правда»

Такого «Короля Лира» видеть еще не приходилось. Такого азиатского, языческого, поражающего нутряной, звериной разгульной силой. Такого вольного, стихийного, раскованного. Режиссер и актеры не ограничились внешней стилизацией – с первой минуты спектакль производил впечатление сугубо национального действа – и манерой игры и речи, и пластикой, и хореографией, и использованием горлового пения. Не случайны в спектакле и куклы, напоминающие нам, что весь мир – не просто театр, а театр кукольный, в котором все люди – марионетки в руках судьбы и собственных страстей. Особенно поразителен эпизод, когда уже обезумевший Лир, одинокий, бездомный, преданный любимыми дочерьми, прижимает к обнаженной старческой груди куклу, словно желая ее накормить своими сосцами… эта казалось бы, нелепая сцена вызывает не смех, а оторопь страдания. Актеры раскованны, чувственны, первобытны, полны куража и азарта. Как они яростно любят и ненавидят, ссорятся и сражаются, как они органичны в добрых и жестоких поступках!

«Красноярский рабочий»