

Клетка для попугаев
Балет Евгения Панфилова, Пермь
Премия «Золотая Маска» 2006г. - «Лучший спектакль в современном танце»
Музыка Жорж Бизе, Родион Щедрин
Либретто, постановка и сценография Евгений Панфилов
Артисты: Алексей Расторгуев, Алексей Колбин, Марина Кузнецова, Владимир Галкин, Элеонора Крылова, Елена Кондакова, Дарья Култышева, Сергей Клочков, Сергей Устюгов, Мария Тихонова
Продолжительность 35 мин.
Социальная мимикрия, конформизм, потеря индивидуальности - старые идеи Кафки, Ионеско, Гессе, все более актуальные в наше время, в новой пластической форме получили воплощение в спектакле.
Насекомые, носороги, попугаи – диалектика социального зоопарка ХХ века – плод печальных раздумий художника. Смешна и жалка привычка симулировать счастье, если существование исчерпывается азбучными движениями души, продиктованными только влечениями и инстинктами. Тот, кто отождествляет счастье с сытостью и комфортом еще не вознесся взором над горизонтом зверя. И вся разница лишь в том, что он более сознательно стремится к тому, чего зверь ищет слепым инстинктом.
Избравший свободу выбирает опасность и ответственность. Земное счастье уничтожается собственной храбростью.
И сегодня, видимо, дело в том, чтобы придать человеку мужество жить духовно, иначе освободившаяся попугайская клетка станет самым подходящим, желанным и безопасным местом для проживания человеческих особей. Творческий дух человека – страж и рыцарь человечности.
Кто из присутствующих на сцене более Человек - попугаи или люди… Здесь и поступки, и их последствия, и, может быть, повод лишний раз взглянуть на себя со стороны с юмором, насколько это возможно.
«Пусть вызовет недоумение, восторг или протест мое вольное обращение с музыкой. Но идея, неожиданно возникшая во мне, просто плакала и просилась в эту музыку. И жизнь, в которой я уже ничего не понимаю, тоже просилась на эту сцену и в эту музыку. И свобода, которой я очень дорожу, тоже просилась в клетку, а потом обратно, а потом снова в клетку… И я снова ничего не понимаю. Может быть, это поймете вы, мои дорогие зрители».
Это до смешного просто. В клетке сидят два попугая. Вокруг люди. Попугаи очень хотят к ним. Выбираются из клетки. И погибают. Совсем не могут жить на воле. Суть – в идее. Уж очень она горька. Но неужели верна? Вы бы видели, как робки и неуверенны их движения на свободе, как они теряют свою грациозную птичью легкость.
Вы напишите, как там в пестром вольном мире? Ошибается ли Панфилов, считая, что свобода для нас, выросших в неволе, гибельна? Или художник всегда прав? Как было бы грустно.
Горячий привет из клетки!
Продолжительность 35 мин.
Социальная мимикрия, конформизм, потеря индивидуальности - старые идеи Кафки, Ионеско, Гессе, все более актуальные в наше время, в новой пластической форме получили воплощение в спектакле.
Насекомые, носороги, попугаи – диалектика социального зоопарка ХХ века – плод печальных раздумий художника. Смешна и жалка привычка симулировать счастье, если существование исчерпывается азбучными движениями души, продиктованными только влечениями и инстинктами. Тот, кто отождествляет счастье с сытостью и комфортом еще не вознесся взором над горизонтом зверя. И вся разница лишь в том, что он более сознательно стремится к тому, чего зверь ищет слепым инстинктом.
Избравший свободу выбирает опасность и ответственность. Земное счастье уничтожается собственной храбростью.
И сегодня, видимо, дело в том, чтобы придать человеку мужество жить духовно, иначе освободившаяся попугайская клетка станет самым подходящим, желанным и безопасным местом для проживания человеческих особей. Творческий дух человека – страж и рыцарь человечности.
Кто из присутствующих на сцене более Человек - попугаи или люди… Здесь и поступки, и их последствия, и, может быть, повод лишний раз взглянуть на себя со стороны с юмором, насколько это возможно.
«Пусть вызовет недоумение, восторг или протест мое вольное обращение с музыкой. Но идея, неожиданно возникшая во мне, просто плакала и просилась в эту музыку. И жизнь, в которой я уже ничего не понимаю, тоже просилась на эту сцену и в эту музыку. И свобода, которой я очень дорожу, тоже просилась в клетку, а потом обратно, а потом снова в клетку… И я снова ничего не понимаю. Может быть, это поймете вы, мои дорогие зрители».
С любовью и уважением,
Евгений Панфилов
Евгений Панфилов
Это до смешного просто. В клетке сидят два попугая. Вокруг люди. Попугаи очень хотят к ним. Выбираются из клетки. И погибают. Совсем не могут жить на воле. Суть – в идее. Уж очень она горька. Но неужели верна? Вы бы видели, как робки и неуверенны их движения на свободе, как они теряют свою грациозную птичью легкость.
Вы напишите, как там в пестром вольном мире? Ошибается ли Панфилов, считая, что свобода для нас, выросших в неволе, гибельна? Или художник всегда прав? Как было бы грустно.
Горячий привет из клетки!
Всегда ваша,
Татьяна Тихоновец
«Пермские новости»
Татьяна Тихоновец
«Пермские новости»