Театральная компания ЗМ
Наталья Милантьева

Пилорама плюс

Театр драмы им. Ф. Волкова, Ярославль
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2019 года
Режиссер: Елизавета Бондарь
Художник-постановщик: Павла Никитина
Художник по свету: Дмитрий Зименко (Митрич)
Видео: Юрий Соболев, Михаил Волгусов

Артист: Виталий Даушев

В видеофрагментах задействованы: Мария Полумогина, Николай Зуборенко, Яна Иващенко

Продолжительность 1 ч. 15 мин.
Возрастная категория 18+
Режиссер Елизавета Бондарь представила эту историю в форме моноспектакля. На камерной сцене – единственный человек, исполняющий несколько ролей. Участники разговора – это вообще-то станки, но каждый наделен столь ярким характером и речью, что воспринимаются они как настоящие товарищи Сани по мастерской. Художница Павла Никитина и художник по свету Дмитрий Зименко придумали темную, засыпанную опилками мастерскую, по периметру заставленную верстаками, старой батареей, рукомойником с треснутым зеркалом. На каждом инструменте – старая настольная лампа: когда инструмент вступает в разговор, она загорается, и он включается и жужжит. Этот наивный, почти мультяшный прием создает сначала теплоту, одушевленность, населенность пустой мастерской, а потом делает ее же пространством сознания героя, в котором звучат лишь его внутренние голоса, пронзительно подчеркивает его одиночество.
«Петербургский театральный журнал», блог
История разрушительной страсти, сыгранная артистом, видеопроекцией и деревообрабатывающими станками. Станки – главные собеседники талантливого плотника Сани, с ними в полутемной мастерской он делится горестями безответной любви, от них получает советы. Саня – отличный пацан, честный и щедрый, но он пришел с войны и не способен принять мир, устроенный не по понятиям. Саня влюблен в бывшую одноклассницу – музыканта Катю. И дело даже не в том, что она замужем, а в том, что возможность понять друг друга для них столь же маловероятна, как дуэт скрипки и шуруповерта. Их мучительные и прозаичные встречи – ее равнодушие, его настойчивость и грубость – мы видим на экране. Приключения саниной души, что разворачиваются в режиме реального времени на сцене, гротескны: это аритмия переходов от презрения к нежности, от отчаяния к надежде. Герой – наследник по прямой и Мити Карамазова, и Парфена Рогожина: маскулинная энергетика артиста в сочетании с бьющей наотмашь обсценной лексикой порождает у зрителя острое чувство опасности. Оно не обманет: катастрофа здесь неизбежна.
Юлия Клейман
На странице использованы фотографии Татьяны Кучариной