Театральная компания ЗМ

Деревня канатоходцев

Театральная компания «Открытое пространство», Санкт-Петербург
Премия «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучшая работа художника» Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа актера» (Ренат Шавалиев)
живая легенда

Режиссер: Яна Тумина
Художник: Кира Камалидинова
Художник по костюмам: Наталья Корнилова
Тексты: Яна Тумина, Елена Чарник
Музыкальный руководитель: Ренат Шавалиев
Художник по свету: Василий Ковалев
Музыкальное оформление: Павел Ховрачев

Артисты: Александр Балсанов, Алла Данишевская, Регина Окунева, Ренат Шавалиев

Голос: Сослан Бибилов

Продолжительность 1 ч. 30 мин.
Возрастная категория 12+
Какое-то время назад я набрела на легенду о высокогорном ауле, где однажды случился большой пожар и спаслись только те, кто умел ходить по протянутым через ущелье веревкам. Позднее на фестивале в «Упсала-цирке» выступал канатоходец из дагестанской деревни Цовкра, а мне выпала задача во время его выступления рассказывать сказку по мотивам этой легенды. Я увлеклась и сочинила притчу. Так появился замысел спектакля. По мере того как мы с художницей Кирой Камалидиновой что-то придумывали, притча росла, внутри нее появились разные сюжетные линии. И хотя место, описываемое в притче, действительно существует, сама история универсальна. Именно поэтому мы старались придерживаться лаконичных, вернее, даже аскетичных решений: никаких скал, черкесок и папах на сцене нет. Однажды вечером Кира прислала мне фотографию: на полу комнаты лежат большие камни, удерживая две вертикальные доски, между ними натянута веревка, на которой волшебным образом держится кукла. Этот принцип – камень, доска и веревка – стал основой сценографии. Валуны нам «подарил» Финский залив, а доски Кира нашла за городом – вынесла из заброшенного сгоревшего деревянного дома. То есть все наши декорации – не бутафория. И куклы, которых для спектакля тоже сделала Кира, особенные: они ходят по канату и выглядят так, словно сделаны из подручных средств – соломы, тряпочек, клубка ниток. У каждого предмета в спектакле – своя история, все они взяты из настоящей жизни, у них есть некое прошлое, и они совершенно иначе живут на сцене.
Яна Тумина, интервью интернет-изданию «Это Кавказ»
У «Деревни канатоходцев» счастливый финал – к отчаянно балансирующей на канате куколке-девушке буквально скатывается юноша и поднимает ее на плечи. Отныне канат – не место одинокой борьбы со смертью. Счастье освобождения от мрачной традиции охватывает весь аул: теперь здесь по канатам ходят целыми пирамидами – и в гости друг к другу, и просто ради развлечения. Но завораживающий, почти леденящий ритм спектакля заставляет долго сомневаться в благополучном исходе. Ведь борьба со смертью только изредка завершается победой, а она, в свою очередь, никогда не бывает окончательной.
«Петербургский театральный журнал», блог
Здесь органично связаны элементы суфийского танца и бурятского горлового пения, перформативность и драматизм, лирическая интонация и пластическая ирония, посвист стрел, шум ветра и звук струны, игра масштабами и бытовая конкретика… В результате многосоставное целое оказывается существенно «больше суммы отдельных частей», выводит романтичную историю в эпический масштаб.

журнал «Вопросы театра»

Спектакль Яны Туминой основан на древних преданиях народов Дагестана, но история выходит за рамки определенных культур и становится вечной, актуальной для любого места и времени. Кажется, сама режиссерская мысль здесь основана не на словах и логике, а на причудливых образах, мизансценах-метаморфозах, свето-звуковом синтезе, на игре с интонациями и эмоциями. Восточная легенда трогательна и страшна одновременно. Но Тумина не хочет пугать и лишать зрителей надежды на счастливый финал. А потому особо трагические моменты спектакля парадоксально наполняются легкомысленным юмором, чтобы не дать забыть: все – игра. Луна становится лавашем. Музыкальные инструменты превращаются в ружья и наоборот. Кукольная смерть танцует на канате рядом с космическим существом с земным шаром на голове. Люди становятся птицами, птицы – людьми. Бывшие враги – друзьями, мизантропы – жизнелюбами. А старые жестокие традиции безнадежно идут под нож. Актеры Александр Балсанов, Алла Данишевская, Регина Окунева, Ренат Шавалиев виртуозны в слове, пластике, молчании, игре с куклами.

Ирина Алпатова

На странице использованы фотографии Александра Палаева