Театральная компания ЗМ

Картон

Театр современного танца, Челябинск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль в современном танце», «Лучшая работа балетмейстера-хореографа», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету»
Идея, постановка, сценография, костюмы, саундколлаж: Ольга Пона
Хореография: Ольга Пона, Владислав Морозов, Денис Чернышов, Рафаэль Тимербаков, Дмитрий Чегодарь
Музыка: Soundlandscape, Arnalds, Bretschneider, Townshend, Desplat, Arkaik
Свет: Александр Скрыпник

Артисты: Владислав Морозов, Денис Чернышов, Рафаэль Тимербаков, Дмитрий Чегодарь

Продолжительность 47 мин.
Возрастная категория 12+
Неизвестно, кто они – эти загадочные персонажи, существующие изолированно в своих кабинетах, где слышно только шуршание пера по бумаге. Писатели? Композиторы? Ученые-ботаники? Или еще кто-то, кто отстранился от внешнего мира и погрузился в свой собственный, выдуманный, нарисованный, картонный. И сможет ли человек, пришедший с улицы, вернуть их в реальность – вопрос открытый. Идея спектакля «Картон» возникла, когда я услышала историю создания Иваном Вырыпаевым некоторых текстов. Он покупал билет в купейный вагон поезда Москва-Иркутск и обратно и, оказавшись запертым в купе, работал на протяжении всего пути и привозил из поездки готовый текст новой пьесы.
Ольга Пона
За движениями танцовщиков читаешь целую историю. Историю о картонной матрице, в которой все мы сегодня существуем. О мире, который построили, словно в детской игре, из картонных коробок, клеток, где заточили себя и свое сознание. О мире, из которого просто так не выберешься, ведь здесь все понятно, здесь мы совершаем привычные каждодневные движения. Часто мы и не видим, насколько одиноки, сидя за экраном монитора, не знаем о мире за картонной стеной. С самого начала в спектакле привлекает внимание какое-то хаотическое бумажное нагромождение, податливое и подвижное на ветру. Оно существует отдельно, как самостоятельная сила, как нечто неподвластное правилам и порядку. Знакомство с этим чуждым легким бумажным миром становится важнейшей вехой для людей картона, которые, пройдя через страх, сопротивление, борьбу, сотрудничество и принятие другого, обретают целый мир.
газета «Челябинский обзор»
Если обобщать, то можно сказать, что Ольга Пона и танцовщики ее труппы создали спектакль про то, что каждый из нас – больше, чем наш профессиональный мир, а наш интерес к себе – бесконечнее интереса к другому. Интерес взаимный может случиться, если получится найти и разделить с кем-то общую радость. Это необязательно секс. Это необязательно работа. Это может быть, например, еда, это могут быть напитки – их совместное поглощение. Декорации челябинского «Картона» похожи на капсульный офис: в каждом кабинетике, как в уютной мультипликационной норе, увлеченно над чем-то работают худощавые пареньки. Понятно, что все самое интересное происходит в их головах, куда зрителям не залезть. Но можно наблюдать за телами этих условных ученых, которые довольно изобретательно обживают тесное пространство своих кабинетов: сидят, лежат, вышагивают по горизонтали пола и вертикалям стен. «Чем более обеднен, чем более прост спектакль в сценическом дизайне, тем четче можно увидеть танец. <…> Наша задача – подействовать на зрителя тем, как движется человеческое тело», – говорила Ольга Пона в одном из интервью. «Картон» – яркая иллюстрация этой мысли.

Айсылу Кадырова