Театральная компания ЗМ

Я.ДРУГОЙ.ТАКОЙ.СТРАНЫ

Драматический театр им. А.С. Пушкина, Красноярск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая женская роль второго плана» (Мария Алексеева), «Лучшая мужская роль второго плана» (Данил Коновалов)
по Дмитрию Пригову
драматический концерт в 2-х отделениях

Режиссер: Дмитрий Егоров
Режиссер мультимедиа: Наталья Наумова
Сценография и костюмы: Евгений Лемешонок
Музыка: Настасья Хрущёва
Движение: Сергей Ларионов
Свет: Дмитрий Зименко (Митрич)

Артисты: Юлия Абакановская, Владимир Абакановский, Мария Алексеева, Анна Богомолова, Сергей Даниленко, Анна Домникова, Андрей Киндяков, Виталий Козырев, Данил Коновалов, Никита Косачев, Иван Кривушин, Станислав Линецкий, Анастасия Малеванова, Анастасия Медведева, Екатерина Мишанина, Яна Няньчук, Алексей Попов, Владимир Пузанов, Василий Решетников, Екатерина Соколова, Георгий Дмитриев, Эмилия Шевчук, Анна Шимохина, Иван Янюк, Гриша Коновалов, Елисей Васильев, Ольга Зиборова, Валерия Матвеева, Ксения Михайлова, Александра Несова, Ольга Поляк-Брагинская, Анастасия Черных

Продолжительность 2 ч. 50 мин.
Возрастная категория 16+
Советское время, с одной стороны, сложно не уважать. С другой стороны, сложно в чем-то не обвинять. Количество неправды на квадратный метр в Советском Союзе было очень велико. Я не скажу, что все время, но советским гражданам ведь, правда, очень много врали. Даже в тот момент, когда в столице стояли танки, по телевизору до упора показывали «Лебединое озеро». Даже когда все было плохо, до конца продолжали говорить, что все прекрасно. Если понимали, что дело двигается к войне, кризису, застою, почему продолжали врать? Ну, мы в спектакле тоже продолжаем эту линию и врем. В конце концов, такая наша театральная профессия – обманывать. Мы играем во «врай». По большому счету, вранье – это наше все. Деда Мороза тоже не существует, а между тем мы убеждаем своих детей, что он есть. И даже сами в него немного верим. Потому что нас самих когда-то наши родители обманули, сказав, что Дед Мороз существует. А на самом деле его ведь нет, и мы это знаем.
Дмитрий Егоров
Как вместить Пригова в трехчасовой спектакль? Кажется, что это невозможно. Дмитрий Егоров выбирает жанр драматического концерта, что, безусловно, близко природе самого Пригова. Концерт, во-первых, позволяет объединить в себе стилистически разрозненные номера, во-вторых, переносит зрителя в атмосферу какого-нибудь условного советского ДК, где и кино, и танцы, и очередь за колбасой – вся жизнь в одном здании. Егоров очень четко улавливает ироничность автора, высмеивая вместе с ним штампы и «общие места» культуры. Здесь Ленин на пуантах, одомашненный Сталин в луче света, беременная гражданка, шепчущая восторженные стихи, хор советских колхозников и хор партийных работников, читающий бесконечный приговский верлибр герой, бегающий по всему театру от сталинских санитаров, бесчисленное множество товарищей Пушкиных, выясняющих, чей же дядя самых честных правил. Учтен в спектакле и синтез культур, в котором существовал Пригов. Целая сцена в спектакле отдана формату «кино в театре».
журнал «Около»
Дмитрий Егоров продуктивно использовал все возраставшее стремление Пригова к синтезу искусств, генеалогию которого исследователи возводят то к Ренессансу, то к барокко, то к более близким примерам – в частности, к Г.Р. Державину. Именно поэтому Пригова вряд ли можно ставить, эксплуатируя какой-либо из готовых жанров, – немедленно вскроется дефицит и окажется, что нужен другой. Понимая это, Егоров сделал «драматический концерт».

«Петербургский театральный журнал», блог

Если бы СССР не развалился, к столетию революции на всех сценах страны показывали бы один и тот же спектакль. Это был бы фактически концерт самодеятельности тире признание в вечной любви великому Ленину. И заодно Пушкину. Абсолютная трансгрессия с выходом в коммунистический космос. С хором и кордебалетом, с кинопоказом и лекцией, песнями спившихся бардов и бархатными голосами эстрады. Сталин к тому моменту усилиями новейших технологий был бы воскрешен и принял бы участие в качестве специального гостя. В ходе представления демонстрируется также любовь к менее эпохальным явлениям типа города Калуги («Я хотел бы жить и умереть в Калуге») или классическая хмурая очередь («Вот Пушкина бы в очередь сию/ И Лермонтова в очередь сию/ И Блока тоже в очередь сию/ О чем писали бы? – о счастье»). Все это не столько сочинили маэстро добротного соцарта на провинциальных сценах Дмитрий Егоров и выдающийся композитор Настасья Хрущёва, сколько предвидел великий поэт земли русской Дмитрий Александрович Пригов.

Алексей Киселев

На странице использованы фотографии Татьяны Казанович