Театральная компания ЗМ
Дж. Пуччини

Турандот

Театр «Геликон-опера», Москва
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2018 г. – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая женская роль» (Елена Михайленко), «Лучшая мужская роль» (Дмитрий Башкиров)
Режиссер-постановщик: Дмитрий Бертман
Дирижер-постановщик: Владимир Федосеев
Художник-постановщик: Камелия Куу
Художник по свету: Томас Хазе
Хормейстер: Евгений Ильин
Хореограф-постановщик: Эдвальд Смирнов

Артисты: Елена Михайленко, Ксения Лисанская, Дмитрий Башкиров, Григорий Соловьев, Дмитрий Пономарев, Юлия Щербакова, Петр Морозов, Виталий Фомин, Иван Волков, Алексей Дедов, Максим Лосев-Демидов, Михаил Демин

Детский хор музыкального училища при Московской консерватории им. П.И. Чайковского
Студенты РИТИ (ГИТИС)

Продолжительность 2 ч. 40 мин.
Возрастная категория 12+
В первый раз я услышал «Турандот», когда учился в школе: это была пластинка с Франко Корелли и Биргитт Нильссон. А первую постановку «Турандот» я увидел на сцене Кремлевского Дворца Съездов, и это был спектакль Франко Дзевфирелли, который привез в Москву театр «Ла Скала». Грандиозный спектакль, хорошо поставленный, очень красивый. А потом я слушал много записей с Геной Димитровой, с Евой Мартон, посмотрел спектакль в разных странах. Партия Турандот является очень сложной, хотя она совсем небольшая по своему певческому объему. Но она напряженная, тесситурная, даже крикливая и не соответствующая образу игривой Турандот, который существует у Гоцци. А Калаф? Его знаменитая ария начинается с лирики, а заканчивается клятвой себе, с агрессией в конце. Все характеры героев очень сильные. Моя задача – сделать каждого из них близким. Тогда получится спектакль.
Дмитрий Бертман, интервью для буклета спектакля
Я считаю, что мы выбрали правильный вариант финала «Турандот». Смерть Лиу заключает уже все. Дальше сказать нечего. Только мысленно досказывать. В стенах «Геликона» я встретил любовь. Я встретил здесь прекрасных певцов, которые работают ради театра, ради музыки, ради культуры нашей страны. Я встретил здесь музыкальную семью, в которой ответственны абсолютно все. Здесь все создано для того, чтобы заниматься музыкой, любить ее. Все помогают друг другу, все выучено, все приготовлено, а это та атмосфера, которая сейчас уже стала редка в наших театрах. Здесь царит любовь и к труду, и к опере, и делают это энтузиасты. Я встретил здесь замечательный оперный оркестр, который чувствует музыку. Мне и говорить много не надо, они играют по руке. Я стараюсь им все передать, как будто я сам пою. Музыка в «Турандот» очень сложная, но я всегда стараюсь не аккомпанировать, а петь вместе с ними. Это не аккомпанемент, абсолютно нет. Это взаимодействие чувств, это проникновение сердца к сердцу, души к душе. И для меня это большое счастье.
Владимир Федосеев, интервью для буклета спектакля
Возможно, именно пуччиниевский мир – не только «Турандот», но и эго самого Пуччини – стал импульсом многих решений этого спектакля, поставленного чеканным режиссерским почерком и полного зловещей энергии, мрачного драматизма, красоты, иррациональности, аллюзий. Сам сюжет Турандот, открытый персидскими сказками и разыгранный в европейской культуре веселыми масками комедии дель арте (у Гоцци), обрел у Пуччини совершенно другой тон – жесткий, напряженный, пронизанный ужасом смерти. Эта новая оперная Турандот была образом новой эпохи, переживавшей опыт мировой войны и отказавшейся от культов пан-эстетического модерна. Не красоту, но сокрушительный демонизм несла в себе новая пуччиниевская Турандот, ледяной огонь, зло, смерть и тайну, которая влекла к ней, гипнотизировала людей.

«Российская газета»

На странице использованы фотографии Анны Моляновой, Ирины Шимчак и Антона Дубровского