Театральная компания ЗМ

Кузмин. Форель разбивает лед

«Гоголь-центр», Москва
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2018 г. – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая мужская роль» (Илья Ромашко), (Один Байрон)
по Михаилу Кузмину
проект «Звезда»

Режиссер, композитор и художник: Владислав Наставшев

Артисты: Один Байрон, Дмитрий Жук, Георгий Кудренко, Светлана Мамрешева, Андрей Поляков, Илья Ромашко, Мария Селезнева, Михаил Тройник

Продолжительность 1ч.30 мин.

Спектакль создан при поддержке Фонда Михаила Прохорова

Возрастная категория 18+
Михаил Кузьмин несомненно играет особую роль в моей творческой биографии. Его стихи в свое время вдохновили меня на сочинение музыки. Вообще, работа в театре с поэтическим текстом сродни работе с музыкой. Это решение задач на другом уровне, это иной театр. И я имел возможность прикоснуться к нему благодаря работе над этим спектаклем. Для меня также очень важно сказать, что этот спектакль появился благодаря Кириллу Серебренникову и всей команде «Гоголь-центра», которым я очень признателен за поддержку, терпение и чуткость. А феноменальный талант артистов – это то, без чего этот спектакль никогда не состоялся бы
Владислав Наставшев
Никто не умел так обольщать, очаровывать, соблазнять, как Кузмин, этот граф Калиостро русской поэзии. «Последний стыд и полное блаженство» – вот тайная формула его творчества и неизменный девиз жизни. Он никогда не числился в первых рядах пантеона страдальцев, праведников и гениев. Не страдалец – все-таки умер своей смертью в пожилом, по тогдашним меркам, возрасте на больничной койке. Совсем не праведник и даже наоборот. Что касается гениальности, тоже до последнего времени имелись на этот счет сомнения. Хотя его главный поэтический сборник «Форель разбивает лед» любые вопросы снимает. Конечно, гений, но так и не ставший гранитным памятником… Вся «Форель» в «Гоголь-центре» – это один развернутый жест. Ты невольно подсчитываешь «удары», на которые поделена кузминская поэма, как фуэте балерины. Каждая стихотворная глава становится очередным пластическим номером. Для любой поэтической метафоры режиссер находит свой пластический ключ. Следить и разгадывать его находки — удовольствие для театральных гурманов. Но главное – Наставшеву удалось уловить внутренний ритм и молчаливую боль стихов Кузмина. Чем острее страдание, тем сладостнее пение главного протагониста, певца и актера американца Одина Байрона. У него роль молодого Кузмина, каким, наверное, тот представлял себя в мечтах. В жизни, судя по сохранившимся портретам и фотографиям, Кузмин был маленьким, субтильным, рано облысевшим. А тут неотразимый, черноокий, бородатый красавец с нежным голосом сирены. По сути, на голосе Одина и держится вся сложная, замысловатая конструкция спектакля. Он поет и проживает стихи Кузмина, сохраняя при этом их красоту, лиризм и интимность. Во многом благодаря Одину в «Форели» наметились контуры какого-то нового, непривычного театра, какого еще не было на наших подмостках. По жанру, наверное, это ближе всего к кабаре или к тому, что называется one-man show, хотя на сцене задействовано несколько персонажей. Но это именно шоу в западном смысле слова по внутреннему напору, музыкальной пластике, энергетике, а не только поэтическое представление, где все по очереди читают стихи.
журнал «Сноб»
На странице использованы фотографии Иры Полярной