Театральная компания ЗМ

Губернатор

Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
Премия «Золотая Маска» 2018 г. – «Лучшая работа художника по свету» Номинации на Премию «Золотая Маска» 2018 г. – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая мужская роль» (Дмитрий Воробьев)
по Леониду Андрееву

Режиссер-постановщик: Андрей Могучий
Художник-постановщик: Александр Шишкин
Художник по костюмам: Сергей Илларионов
Литературная композиция: Светлана Щагина
Художник по свету: Стас Свистунович
Саунд-дизайнер, звукорежиссер: Алексей Титов
Видеохудожники: Борис Казаков, Кирилл Маловичко, Олег Михайлов, Мария Небесная
Художник по движению: Сергей Ларионов
Художник по гриму: Наталья Крымская
Видеооператор: Дмитрий Вологдин

Артисты: Геннадий Богачев, Руслан Барабанов, Максим Бравцов, Ольга Ванькова, Дмитрий Воробьев, Валерий Дегтярь, Полина Дудкина, Алиса Комарецкая, Александр Кононец, Сергей Лосев, Александра Магелатова, Егор Медведев, Рустам Насыров, Елена Осипова, Ирина Патракова, Анатолий Петров, Аграфена Петровская, Василий Реутов, Мария Сандлер, Андрей Феськов, Ульяна Фомичева, Елена Шварева, Диана Шишляева, Георгий Штиль

Продолжительность 1 ч. 45 мин.
Возрастная категория 18+
«Губернатор» – неожиданный сюжетный поворот в репертуаре театра. Выбор материала обусловлен экзистенциальным трагизмом рассказа Леонида Андреева. Это история человека во власти. Или, скажем так, история взаимоотношения должности и человека, принявшего необратимое решение – взаимоотношения долга и совести. Но это только первый план. Есть и второй, учитывая, что рассказ написан Леонидом Андреевым, писателем мистическим, который, по свидетельству Александра Блока, разговаривал с бездной напрямую.
Андрей Могучий
«Губернатор» выстроен в логике сна, наваждения… Могучего не интересует жизнеподобие – не случайно в прологе зрители наблюдают за театральной кухней, за гримерами, подкрашивающими артистов прямо на сцене. Густой серый грим персонажей «Губернатора» не дает забыть о том, что все они, в сущности, не вполне люди. Спасение от дегуманизации, по Могучему, – в сострадании.
газета «Ведомости. Санкт-Петербург»
В спектакле БДТ проступает само горе, его границы расширяются, как круги на воде – от интимности индивидуальной тюрьмы, в которой заперто одинокое сознание человека, до вселенской мистерии.
Документальный и художественный планы перемешиваются не только на экране, но и во всем мире спектакля, создавая напряжение между личной трагедией и широким историческим фоном, доказывая тезис Вальтера Беньямина о том, что фильм трансформировал само понимание истории, позволяя увидеть то, чего никто никогда не видел, стал средством проработки травмы. Возникает ощущение, что перед нами и впрямь – визуальная репрезентация самого травматического события в русской истории.

«Российская газета»

Рассказ Леонида Андреева «Губернатор», в основе которого частный случай, эпизод с государственным мужем, расстрелявшим рабочую демонстрацию и в результате принявшим смерть, вырастает у режиссера Андрея Могучего в честное и горькое размышление об убитых и принужденных убивать. Пространство, сочиненное художником Александром Шишкиным, то увеличивается до размера зеркала сцены, то сокращается до узкой, похожей на гроб, комнаты губернатора. Подлинная среда соседствует с плакатной, экраны – с зеленым, цвета сукна, занавесом. Чистый психологический театр Дмитрия Воробьева, играющего заглавную роль, органично уживается с другими типами театра, а крупный план – с общим, где и бунтующие железнодорожники, и вагонетки с убитыми, и тонкие гимназистки, еще не ведающие, что доживают последние дни перед катастрофой. Разные человеческие правды – и долг государственного человека, и отчаянный бунт того, кто замордован нищетой, и жестокость, и сострадание – эти правды сливаются в стройную и трагическую театральную полифонию. Мощный и короткий, как вздох, спектакль о трагедии возмездия никого не судит поспешным судом, разве что навевает мысль об отсутствии опор в скверно устроенном подлунном мире. А равнодушные «ангелы» этого возмездия тем временем деловито надевают металлические крылья и карабкаются в недостижимую высь.

Наталия Каминская

На странице использованы фотографии Стаса Левшина