Театральная компания ЗМ
Максим Черныш

Пустота

Театр юного зрителя, Тверь
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2017г. - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая мужская роль» (Андрей Иванов)
театральный ситком

Режиссер: Талгат Баталов
Художник: Ольга Никитина
Режиссер по пластике: Александр Андрияшкин
Художник по свету: Дмитрий Зименко (Митрич)
Видео: Дмитрий Соболев
Саунд-дизайн: Михаил Ефимов

Артисты: Андрей Иванов, Полина Козловская, Елена Фомина, Дмитрий Федоров, Константин Павлов, Александр Крайнов, Михаил Хомченко, Надежда Мороз, Сергей Зюзин, Татьяна Романова, Александр Романов

Продолжительность 2 ч. 15 мин.
Возрастная категория 16+
Этот спектакль был очень важной работой как для меня, так и для театра. Это практически первый опыт постановки современного текста в Тверском театре юного зрителя. Для меня и для артистов это был интересный и в то же время не простой способ работы над материалом. Пьеса о сегодняшних людях, наших современниках, некий срез нашего общества – от секретарши до топ-менеджера крупной компании. Что их всех объединяет или наоборот разъединяет, что движет этими героями и чего им, как и нам, не хватает? В буддизме способ понимания пустоты – это наблюдение. Мы можем делать это, отслеживая, как работает наш мир. Когда мы наблюдаем мир, первое, что мы обнаруживаем – это то, что ничто не остается неизменным: все мимолетно и эфемерно, ничто не является постоянным и бессмертным. Существует явная взаимосвязь между пустотой и любовью с состраданием, которых так не хватает героям этой пьесы.
Талгат Баталов
Спектакль «Пустота» многослоен. Один слой – это серия притч об устройстве современного социума, его простой иерархии и тотальном отсутствии коммуникации. В этом слое перед зрителями проходит вся панорама российских (да и не только российских) социально-экономических сюжетов: ветеран боевых действий бьет сожительницу, директор фирмы гоняет подчиненных, начальник соблазняет директора по PR, в маленьком городе банкротят градообразующее предприятие, маститый писатель «зарезает» рукописи потенциальных конкурентов. В жизни, составленной из газетных заголовков и избитых сюжетов, человек является социальной функцией: топ-менеджер Дмитрий Анатольевич щелчком пальца «выключает» хор подчиненных, поющих корпоративный гимн. Однако и топ-менеджер – это всего лишь социальная зверушка, которая каждое утро пробуждается к жизни «благодаря микроразряду какого-то электрона». Сочувствовать и сопереживать в этом спектакле некому, хотя все микросюжеты, конечно, близки сидящим в зале. Но приемы брехтовского театра и театра социальных масок не дают зрителю забыть, что перед ним – схема социума, персонажи-архетипы, и происходящее с ними – не уникальные человеческие истории, а варианты одной и той же экзистенциальной драмы.
интернет-издание «Край справедливости»
«Пустотой» автор пьесы Максим Черныш называет содержимое отношений – между мужчиной и женщиной, начальником и подчиненным, мэром города и владельцем завода. Отношений сегодня в нашем в мире капитала, где еще крепко помнят другие времена – советскую стабильность, лихую Перестройку.

Собрав на базе пьесы скоростную, современную постановку, Талгат Баталов высказался об отношении к современному человеку в целом. Хореограф Александр Андрияшкин задал героям, молодым московским менеджерам, пластику идеальных биомашин с предзаданной траекторией. Их обыденная жизнь разворачивается в совершенно необыденном пространстве, которое создала сценограф Ольга Никитина. Коробка из простых древесно-стружечных плит сужается в глубине, усиливает иллюзию перспективы. И в перспективе, предложенной нам в качестве оптики, у этих героев нет будущего. Они пришли в жизнь и уйдут, не оставив по себе следа, как сходит снег весной.

У молодого режиссера трезвый взгляд на горячие страсти современного города. Однако рядом с трезвостью в его спектакле живет жалость к человеку, и чувству этому аккомпанирует бесконечная песня калмыкского ламы, невозмутимо поющего свою мантру на музыку Антона Батагова.

Елена Ковальская





На странице использованы фотографии Сергея Шимова