Театральная компания ЗМ

Толстая тетрадь

Театр кукол, Пермь
Премии «Золотая Маска» 2016г. - «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа художника»
Номинация на Премию - «Лучшая работа режиссера»

по роману Аготы Кристоф



Режиссер-постановщик: Александр Янушкевич

Художник-постановщик: Татьяна Нерсисян

Композитор: Александр Литвиновский

Хореограф: Евгений Корняг



Артисты: Надя Гапоненко, Сергей Арбузов, Владимир Пенягин, Татьяна Смирнова, Александр Шадрин

Продолжительность 1 ч. 40 мин.


Возрастная категория 18+

Если говорить о литературной основе, о романе Аготы Кристоф, то это – не реалистическое произведение. Оно хорошо завуалировано литературной формой, и потому производит такой ошеломительный эффект. Но это скорее гиперреализм – создание убедительной иллюзии. И дело тут не в том, что в действительности было и чего не было. Эту гремучую эссенцию из личных и социальных катастроф XX века нужно принять как прививку.

Александр Янушкевич




Люди, маски, видео и, разумеется, куклы – огромные и совсем крошечные, объемные и плоские – на сцене сосуществуют, поэтому каждый новый персонаж и каждый новый эпизод становятся для зрителя неожиданностью. Жутчайший натурализм, неизбежный в случае буквальной визуализации литературного текста, Янушкевич превращает в сплошной поток метафор, словно инсценирует не Аготу Кристоф, а Милорада Павича.

интернет-издание «Новый компаньон»





Российский театр сразу прикипел к антивоенному роману Аготы Кристофф. Оказалось, что его изломанную физиологичность и осознанную искренность по силам воплотить театру кукол. Какие-то персонажи неожиданно обнаруживаются в обычных предметах, какие-то приобретают отдельные утрированные части тела, а третьи давно превратились в манекены, напоминающие мумии, которые быстро распадаются на части. И все они являются уже не столько живыми персонажами, сколько метафорами потери людьми человеческого во время нескончаемой войны. Только два главных героя, мальчики-близнецы, всегда появляются на сцене без маски или накладных частей тела, как у остальных исполнителей, в их руках – небольшие куклы-двойники, но они только формальное обозначение их, казалось бы, невинного возраста, ведь война делает из подростков циничных убийц во спасение себя самих.

Алексей Гончаренко



Лауреат XIII Пермский театральный фестиваля «Волшебная кулиса» в номинациях «Лучший спектакль», «Лучший сценограф (Татьяна Нерсисян)».