Театральная компания ЗМ
Андрей Кротов

Вий

Театр музыкальной комедии, Новосибирск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2016г. - «Лучший спектакль в оперетте/мюзикле», «Лучшая работа художника в музыкальном театре», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая мужская роль» (Дмитрий Савин)

мюзикл в 2-х действиях



Либретто: Нонна Кротова по повести Николая Гоголя

Режиссер, хореограф: Гали Абайдулов

Дирижер: Александр Новиков

Художник: Кирилл Пискунов

Хормейстер: Татьяна Горбенко

Художник по свету: Иван Никитин



Артисты: Дмитрий Савин, Александр Крюков, Андрей Дорошенко, Дмитрий Емельянов, Мария Беднарская, Кирилл Бедарев, Андрей Пашенцев, Андрей Алексеев, Анна Ставская, Елизавета Дорофеева, Татьяна Шульгина

Продолжительность 1 ч. 40 мин.


Возрастная категория 16+

Я остаюсь верен тому театру, который придумал и который люблю. Театру, который одаривает зрителя смыслами.

«Вий» – это народное предание старины глубокой. Но эта история имеет настолько обобщенный характер, что какой стороной не поверни – увидишь свой смысл.
Мы решили выделить духовную составляющую – борьбу за падшие души, показать, что только сила духа, сила веры способны противостоять любым бесам. Кто такой Хома? Человек, который готовил себя стать священнослужителем. При этом недоучка, недознайка, духовный недоросль, грешил сам, да еще в грех во время поста и вдовушек вводил. Совершенно неокрепшая и безалаберная душа, без устоев и истинной веры. Просто маргинальный тип какой-то, да еще и трус! Это и приводит к страшному концу.

Мне очень нравится идея, которую предложила автор либретто Нонна Кротова. Она ввела новый персонаж – девочку по имени Алена, которая служит на подворье у Сотника. Актеры у меня спрашивают: «Почему вся эта нечисть не может ничего сделать с Аленой»? А я отвечаю: «Потому что истинную веру, истинную чистоту не победить»! Поэтому на нее и махнули рукой. А она, попав в самое гнездо «бесов», борется за спасение заблудших душ.
Все страхи от неверия. Хома-то от страха и помер. А вера держит, устои держат.

Гали Абайдулов, интервью журналу «Мираман»





Мы хотели показать историю заблудшей души. Гоголь говорит о простых вещах через призму своего, может быть, болезненного, сознания. Он ведь очень честный автор – в этой своей странной и притягательной энергетике. И «Вий» для меня – история неоднозначная. Это история человека, который попадает в ловушку своих страхов. Только любовь извне, искреннее отношение кого-то, кто сопереживает ему, может его из этого состояния вытащить. И поэтому появился новый персонаж. Но мы ничего не меняли. У Гоголя все это есть. И баба в красном очипке, и девчонка, которая пирожки подает, тоже есть. Мы ее назвали Аленой и просто допустили, что она сопереживает главному герою. Гали Абайдулов как постановщик вывел ее на уровень спасительницы души. Мы закончили все песней «Дороги», и если внимательно смотреть, то в финале все-таки можно увидеть свет – такой огонек.

Андрей Кротов, интервью газете «Вечерний Новосибирск»





В гоголевской повести есть все для того, чтобы сделать на ее основе зрелищный музыкальный спектакль: мистическая линия, сулящая чудеса спецэффектов, развеселые гулянья в украинской хате со звучными песнями и удалыми плясками запорожцев, пусть своеобразная, но все же любовная линия. Все это и составляет спектакль петербургского режиссера и хореографа Гали Абайдулова. Приятно, что руководство театра идет по пути создания русского мюзикла и берет себе в компаньоны местных авторов. Так, музыку «Вия» написал новосибирский композитор Андрей Кротов, а либретто – Нона Кротова. Авторы подсказывают режиссеру решение музыкальной драмы – вводят новый персонаж, поселянку Алену – не то символ надежды, не то ангела-хранителя Хомы Брута. Но вот воспользовался ли Гали Абайдулов представленной возможностью – увидим в финале спектакля.

Марина Гайкович