Театральная компания ЗМ

Моцарт и Сальери

Проект Сергея Даниляна, Россия-США
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2016г. - «Лучший спектакль в балете», «Лучшая мужская роль» (Владимир Варнава, Иван Васильев)

одноактный балет по мотивам кантаты В.А. Моцарта и Антонио Сальери «На выздоровление Офелии»



Хореография и режиссура: Владимир Варнава

Художник по свету: Игорь Фомин

Дизайн звука: Денис Антонов

Художник по костюмам: Ирина Варнава

Ассистент хореографа: Полина Митряшина



Артисты: Иван Васильев, Владимир Варнава



Продолжительность 30 мин.



Возрастная категория 12+

Спектакль «Моцарт и Сальери» является частью проекта Сергея Даниляна «Соло для двоих»

Взаимоотношения Моцарта и Сальери на протяжении более чем двух веков обрастают великим множеством мифов, превратившись в своего рода культурный штамп. При этом с завидной регулярностью всплывают исторические материалы и факты, опровергающие конфликт, придуманный Пушкиным. В человеческой памяти большую популярность приобрела фантазия и романтическая интерпретация, нежели историческая правда. Выдумка здесь замещает реальность. Именно это интересно мне уже само по себе. И информация о том, что «Реквием», рассматривающийся как одно из важнейших творений композитора, был дописан Францем Зюсмайером после смерти Моцарта, а несохранившаяся кантата «На выздоровление Офелии» якобы создана двумя композиторами в дружеской коллаборации, только усиливает сомнения в достоверности той или иной точки зрения. Главное, ироничная игра в «правду/неправду» дает зеленый свет для творческой природы художников во всем мире и неизбежно влечет за собой создание новых культурных штампов. Взаимоотношения Моцарта и Сальери логично превратились в мифологему. Это позволило нам не быть слишком серьезными, вступая на территорию будущего спектакля.

Владимир Варнава





В балете «Моцарт и Сальери» Иван Васильев предстал солнечно-лучезарным, трогательно-простодушным Моцартом, не ведающим, естественно, своей исключительности. Владимир Варнава сыграл корчащегося от комплексов, гротескно-ничтожного Сальери. Злодею отведено так много пластического места, что балет впору назвать «Сальери и Моцарт». Театральную пикантность спектаклю придают остроумные находки. Вроде отождествления пушкинского Черного человека, мучающего гения, с Сальери (в черном чулке на лице). Вроде эпизода с отрывком из «Реквиема» – от звуков «Лакримозы» Сальери просто рвет на части: не слушать гениальную музыку невозможно, но и слышать – нет сил. И сцены с «внутренним звучанием», когда из «недр» Моцарта потоком исторгается божественная музыка, тогда как от Сальери исходит гробовая тишина.

газета «Новые Известия»





В спектакле Сальери не то чтобы завидует Моцарту или негодует по поводу таланта, доставшегося смешному разгильдяю (Моцарт тут специально смешон, специально одет в мешковатый дурацкий костюм, специально гримасничает). Сальери здесь – в ужасе от Моцарта. Как от цунами, как от смерча, что в десяти метрах и идет прямо на тебя. Стихия, разрушающая упорядоченную жизнь.

интернет-издание «Театрall»





Два небольших спектакля, объединенные в проект Сергея Даниляна «Соло для двоих», созданы специально для Натальи Осиповой и Ивана Васильева, и так же несхожи меж собой, как эти артисты. «Zeitgeist» («Дух времени») для Осиповой сочинил англичанин Алистер Марриотт – в Королевском балете Великобритании он много лет ярко изображает «пешеходных» злодеев, а в свободное от сценических смертоубийств время сочиняет ладные, аккуратные неоклассические спектакли. В «Zeitgeist» балерина, прорезающая пространство и берущая его штурмом, под музыку Первого скрипичного концерта Гласса правит на сцене в окружении изящных джентльменов из «Ковент Гарден». Она – молния, опасность, девятый вал, они – музейная рамка с завитушками, через которую норовит выплеснуться цунами. А в спектакле Владимира Варнавы «Моцарт и Сальери» нет «главного героя» и «аккомпанемента»: Иван Васильев (Моцарт) и Владимир Варнава (Сальери) здесь одинаково важны. Моцарт хихикает и небрежно пробрасывает несколько трюков, а зрителя тут просто за руку переводят «на сторону» Сальери: ну, Моцарт, тебе ж столько дано, что ж ты дурачишься? Главный трюк в спектакле – в том, что зритель вдруг понимает, что его заставили думать, как Сальери. Как вот этот извивающийся, липкий, совершенно омерзительный Сальери. И дальше уже нам самим решать, нравится такая ситуация или нет.

Анна Гордеева