Театральная компания ЗМ

Когда я снова стану маленьким

Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург, и Творческое объединение «КультПроект», Москва
Премии «Золотая Маска» 2015г. - «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа актера» (Тарас Бибич)
Номинация на Премию -«Лучший спектакль в театре кукол»

по произведениям Януша Корчака



Инсценировка: Елена Чарник

Постановка: Евгений Ибрагимов

Сценография и костюмы: Эмиль Капелюш

Куклы и объекты: Наталья Мишина

Художник-технолог: Виктор Антонов

Художник по свету: Игорь Фомин

Музыкальное оформление: Николай Якимов

Художник по свету: Игорь Фомин



Артисты: Тарас Бибич, Светлана Шадрина, Борис Кипнис



Спектакль создан при поддержке Министерства культуры РФ

Продолжительность 1 ч. 20 мин.





Возрастная категория 12+

Мы делали спектакль не о смерти, в нем нет ни слова о гетто. Хотя художница Наталья Мишина, Тарас Бибич, артист, занятый в спектакле, и я были в Треблинке, в Сиротинце, откуда Корчак увел детей в Треблинку. «Когда я снова стану маленьким» – о детских воспоминаниях, где есть первая любовь, первый обман и так далее. Мне хотелось напомнить родителям – я же сам родитель – о том, что дети все время в ожидании чего-то, а мы им то обещаем, то говорим «подожди», все время «подожди».
Корчака не печатают, нет его в книжных магазинах, потому что он нацеливал своих коллег-педагогов воспитывать личности, а не винтики для машины. Мне хотелось, чтобы люди не поддавались глобализации и не ставили бы себя в рамки, а были открыты и ничего не боялись.

Евгений Ибрагимов






– Переезжаем! – с затаенным восторгом произносит Тарас Бибич, – и оглядывает полтора десятка сундуков и чемоданов, расставленных по сцене. И тут же декорации начинают чудить: как выясняется, это не просто чемоданы, в каждом из них спрятаны ящички, лесенки, иногда – целые комнатки. А в них – крошечные, 20-сантиметровые куклы мамы, папы, младших братиков и сестренок.

Эпизоды жизни подростка, рассказанные Тарасом Бибичем с нежной, заботливой интонацией взрослого, впитавшего в себя логику детских грез и маленьких трагедий, вплоть до трагедии смерти, которая подается без нажима, акварельно, цепляются один за другой по принципу монтажа ассоциаций. Но не только в интонации дело, большую роль играет тактильный эффект: прежде, чем начать говорить от лица какого-то из персонажей, актер нежно касается его рукой куколки – то голову слегка повернет, то усадит фигурку на самый высокий чемодан, пояснив зрителю, что это крыша, – и неподвижные почти куклы начнут оживать в воображении зрителя, как любимые игрушки, которым дети порой поверяют самые сокровенные тайны.

Тарас Бибич блистательно справляется с ролью проводника в волшебный мир детства с его наивной верой в исключительность, с его диалогами с богом на равных, с его полетами наяву, а не только во сне, с его первой любовью, чистой, как первый снег.
Чуть не каждая сцена превращается в маленький аттракцион: под крышкой чемодана вдруг обнаруживается целый класс за партами, и Тарас Бибич вообразит себя учителем, который ни за что не оставил бы без внимания выпавший за окном первый снег, в другой сцене вдруг появится покатый планшет с оравой детворы, явившийся на первое заседание СРЧ (Союза рыцарей чести), и каждый, выступая, будет вскакивать и жестикулировать (герои управляются, как фигурки в настольном хоккее), а во время рассказа о первом в жизни танце Владека с девочкой – красавицей Марыней из Вильно – пара куколок будет кружится прямо на виниловой пластинке в недрах старого патефона.

Все пространство организовано так, что по ходу действия оно обнаруживает все новые и новые грани, планы, углы отражения: заиграют цветные стеклышки витража, и стул под ним окажется уже не просто стулом, а частью храма; осветится окошко высоко над сценой, покажутся там мама с папой – и родится тонкая метафора, связывающая родителей с хранителями в высшем смысле этого слова (не случайно герои в программке обозначены как ангелы). Территория детства воссоздана с трепетным вниманием и скрупулезностью, и отчаянной грустью, которая коснется всех, но не будет навязчивой. До конца ее осмыслят те, кто знает судьбу Корчака. Но полет над облаками – не хочется раскрывать загадку этой удивительной в постановочном плане сцены – сможет совершить каждый.

Спектакль «Когда я стану маленьким» – тот случай, когда театр может позволить себе быть чуть более сентиментальным, чем того, вроде бы, требует наш циничный век. Неосмысляемая до сих пор в полной мере жестокость самой жизни требует противовеса – в виде не глобальных философских образов добра и гуманизма, а теплой, осязаемой, взрывающей память детства доброты, которая поливается в зале слезами даже у очень суровых с виду взрослых и заставляет детей прямо во время действия обнимать сидящих рядом папу и маму.

интернет-издание «Фонтанка.ру»




Недлинная повесть Януша Корчака рассказывает о детстве героя, и режиссер Евгений Ибрагимов выбрал для постановки жанр моноспектакля, ретроспективного повествования от первого лица. Тарасу Бибичу, который играет Владека человеком, полным воспоминаний, куклы помогают поделиться ими со зрителями. Так в окружении стульев и многочисленных чемоданов – семья готовится к переезду – возникают персонажи из прошлого и их двойники во времени, каждый эпизод остается в том или ином месте застывшей мизансценой, как какие-то жизненные ситуации остаются в человеческой памяти. В спектакле БДТ им. Г.А. Товстоногова, представленном в номинации «Театр кукол», нет привычной многим работы с куклой как манипуляции или так называемого кукловождения. Зато есть бесстрашный артист Бибич, который тактично общается с крошечными персонажами с обреченными лицами, слыша их забытые голоса и тихие интонации.

Алексей Гончаренко




Участник ХII Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», Санкт-Петербург.
Лауреат Премии «Арлекин» в номинациях «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая мужская роль», «Лучшее художественное оформление спектакля», «Лучшая работа драматурга»