Театральная компания ЗМ

... и наказание

Театр кукол, Рязань
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2014г. - «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа актера» (Василий Уточкин, Владимир Коняхин)

по Федору Достоевскому



Сценическая версия и постановка: Олег Жюгжда

Сценография и куклы: Валерий Рачковский

Композитор: Павел Кондрусевич

Художник по свету: Георгий Горазеев

Вокальная подготовка: Альбина Шестакова



Артисты: Василий Уточкин, Ольга Ковалева, Ольга Егорова, Светлана Гусева, Владимир Коняхин, Евгения Маврина, Зоя Бгашева, Светлана Кострикина, Валерий Скиданов, Константин Кириллов, Валерий Рыжков, Татьяна Дубовикова, Валия Исламова, Ирина Фролкина, Сергей Захарчев, Николай Даньшин

Продолжительность 2 ч. 30 мин.


Возрастная категория 16+

Я довольно рано познакомился с романом, лет в 12… Знакомство состояло в том, что я время от времени открывал сцену убийства, перечитывал до тошноты и тут же откладывал от себя «этот жуткий ужас». Потом нас водили в кино, смотреть «фильмы по программе», и мощная кулиджановская экранизация со Смоктуновским, Тараторкиным, Копеляном и Майей Булгаковой как-то тоже врезалась в память. В фильме была потрясающая атмосфера, но все жутко беспросветно и безвыходно… Как и полагалось, мы все ассоциировали себя с главным героем, который на деле-то вовсе не Герой! Это была явная ошибка советской идеологии, но так уж полагалось: упор делался на бунте Раскольникова против общества, практически нивелируя страшное двойное УБИЙСТВО, абсолютно бессмысленное и оттого еще более жестокое.

Наверное, только сейчас я начинаю открывать роман для себя и вижу, сколько в нем авторской иронии, захватывающей интриги, неслучайного сплетения судеб героев и… солнечного света.

Всему свое время – пришло время перечитывать классику!

Олег Жюгжда





Олег Жюгжда поставил именно кукольный спектакль, его невозможно представить в драме. Здесь важны сложные взаимоотношения актера и куклы, тени и актера, куклы и тени. Жюгжда акцентирует и отыгрывает каждое упоминание театра кукол в тексте Достоевского.

Спектакль строится по законам кино. Монтаж сцен, смена крупных и общих планов, взгляд на одно место действия под разными углами, смена статики и динамики.

«Петербургский театральный журнал»







Кукольники любят именно этот роман Достоевского – ведь на сцене, подчеркивая иронию автора, могут появиться неприятные старушки с топорами в головах, методично изводящие главного героя. Режиссер из Беларуси Олег Жюгжда, который успешно ставит в России спектакли по классическим произведениям из школьной программы (до этого был «Вишневый сад» в мытищинском театре кукол «Огниво»), словно наконец-то разрешает себе выговориться свободно от рамок формата школьного сочинения. В спектакле из Рязани куклы играют на равных с актерами – наличие маленького двойника помогает персонажам, сыгранным «в живом плане». Так кукольный Порфирий Петрович утешает разгорячившегося исполнителя, а тот в ответ с благодарностью массирует узкие плечи засидевшегося за бумагами следователя. И несмотря на то, что из названия романа выпало первое слово, не ждите от Раскольникова раскаяния, современные молодые люди менее склонны признавать несостоятельность своих теорий.

Алексей Гончаренко