Театральная компания ЗМ
Николай Гоголь

Записки сумасшедшего

ТЮЗ, Москва
Режиссер: Кама Гинкас

Художник: Сергей Бархин

Поприщин: Алексей Девотченко

В спектакле заняты: Илона Борисова, Наталья Златова, Софья Сливина, Евгений Березовский, Михаил Парыгин.

фотографии © Елена Лапина
"Записки сумасшедшего" Камы Гинкаса — про бремя сегодняшних соблазнов, про то, как пагубно влияет на нашего человека осознание пропасти между его собственной маленькой, убогой жизнью и бесстыжим миром власти, денег и красивой жизни. Они совсем рядом, ими тебя денно и нощно искушают и дразнят -- да не откусишь. Корни сумасшествия, конечно, лежат в советском прошлом — поэтому вторгаются в текст строчки всем известной советской песни, но все-таки "Записки сумасшедшего" — нашего времени случай, иначе не поминал бы Поприщин вице-премьера сегодняшнего российского правительства. Кульминационный момент замысла Камы Гинкаса наступает тогда, когда герой прилепляет над своей кроватью портреты сводящих его с ума кумиров — президента Медведева, эстрадной дивы Аллы Пугачевой и шоумена Максима Галкина. Кроме героя, в "Записках..." есть еще три безмолвных персонажа, соглядатаи и пришельцы — две балерины и здоровый мужик в балеринский пачке, сторож и санитар из психушки. Этот грубый верзила словно пришел сюда из других спектаклей Камы Гинкаса, он привносит в спектакль тему равнодушного и тупого насилия. Впрочем, любой замысел мертв, если нет достойного исполнителя главной роли. У Камы Гинкаса -- есть. В манере игры Алексея Девотченко есть нечто едкое, дразнящее, язвительное, взрывное, и его Поприщин получается не столько гоголевским, сколько "достоевским". Там, где есть возможность показать смятение и обреченность слабого человечка, неприятного, но жалкого, этому актеру нет равных. Ради одних глаз Девотченко в сцене, где санитар сажает обманувшегося в своих мечтах Поприщина на цепь, стоит сходить на "Записки сумасшедшего".


Роман Должанский