Театральная компания ЗМ
Трейси Леттс

Киллер Джо

Театр Наций, Москва
Режиссёр: Явор Гырдев

Сценография и костюмы: Никола Тороманов

Музыка: Калин Николов

Артисты: Александр Новин, Елена Морозова, Андрей Фомин, Юлия Пересильд, Виталий Хаев
Спектакль болгарского режиссера Явора Гырдева – первая постановка в России пьесы американца Трейси Леттса. Многие считают «Киллера Джо» предтечей целого направления в театре и кино, среди самых ярких представителей которого Квентин Тарантино и Мартин Макдонах. Гырдев любит ставить пьесы, где крепкий сюжет соединяется с моральными вопросами. По мнению режиссера, драматург Леттс продолжил дело, которое начал Чехов – «развенчал пафос трагедии при помощи бациллы смеха». В пьесе «Киллер Джо» есть что-то от античной трагедии: возмездие настигает нелепых и смешных героев, которые не подозревают о существовании совести. Отец и сын решили заказать убийство матери, чтобы получить ее страховку, причем наемным убийцей становится полицейский. У героев нет интеллектуальных сил, чтобы осознать ужас своего деяния, но оказывается, что чувство вины срабатывает даже в том случае, когда люди не знают о такой категории. То есть по структуре, это трагедия, а по фактуре – комедия. «На самом деле, -- считает режиссер, -- это пьеса о том, совместима ли глупость с моралью». Явор Гырдев не раз проверял на сцене взаимодействие поп-культуры и высокого искусства. Вот и в «Киллере Джо» он ведет рискованную игру со стилями игры и зрительскими ассоциациями, с клише изображения Америки и «настоящими» американскими мифами. Он ведет зрителей и актеров туда, где о страшном можно говорить со смехом, а смешное оказывается в конце концов обескураживающим.

Роман Должанский