Театральная компания ЗМ

Три мушкетера

Московский Театр около дома Станиславского
Режиссер-постановщик: Юрий Погребничко

Художник по костюмам: Надежда Бахвалова

Хормейстер: Наталья Рожкова

Фехтование: Андрей Назаренко


Фотографии © Виктор Пушкин
Сюжет романа Александра Дюма в спектакле присутствует, но не доминирует. Если не читали, ничего не поймете: какие-то подвески, вместо которых использованы елочные шары, король в ватнике, кардинал с грустным бледным лицом... Однако Юрий Погребничко берет "Трех мушкетеров" именно потому, что все читали, и не просто читали, а мысленно примеряли на себя эти костюмы, эти ситуации, эти реплики. Режиссеру нужен роман, который остается с человеком на всю жизнь, даже когда у самого человека уже ничего не остается - как у старого д`Артаньяна: поседевший "гасконец", к лицу которого навсегда приклеилась кривая улыбка, таскает за собой древний хомут, а его верная лошадка, принявшая облик молодой и радостной женщины, бегает за кулисы и назад. Юрий Погребничко поставил нежный, меланхоличный и хрупкий спектакль о том, что жизнь проиграна. Не потому, что жили неправильно или как-то вызывающе грешно, не потому, что предавали идеалы, а потому, что не проиграть жизнь вообще невозможно. Героям спектаклей Юрия Погребничко не привыкать к воспоминаниям и к невзгодам. Что-то у персонажей в театре "Около..." случается такое, что оказываются они на обочине жизни, в мире собственных иллюзий и разочарований, часто настоянных на нерастраченной нежности или невостребованном благородстве. В спектакле "Три мушкетерах" много поют: тут и советские авторские песни, авторов которых, впрочем, не сразу вспомнишь, и Высоцкий, которого ни с кем не перепутаешь, и популярные городские романсы. Иногда кажется, что спектакль совсем уж превращается в концерт, но сожаления от этого не испытываешь. Ведь предмет театральной рефлексии Юрия Погребничко -- не линейный сюжет романа, а само время, которое действительно надежнее всего ловится между строчками и нотами полузабытых песенок.

Роман Должанский