Театральная компания ЗМ

Мария и я

Театр юного зрителя, Хабаровск

Номинация на Премию «Золотая Маска» 2020 г. – «Лучший спектакль в эксперименте»

по роману Мигеля и Марии Гаярдо

спектакль-контакт

Режиссер: Иван Куркин
Автор концепции, художник-постановщик: Анна Мартыненко

Артисты: Виталий Альбеков, Леонид Доценко, Антон Калиниченко, Оксана Желтякова, Ольга Рузманкина, Наталья Шульга, Ольга Шкуро, Татьяна Широкова, Ирина Покутняя, Александр Молчанов, Михаил Тулупов, Михаил Тычинин, Алина Цикунова

Продолжительность 1 ч. 5 мин.
Возрастная категория 12+
Спектакль «Мария и я» поставлен по одноименному графическому роману Мигеля Гаярдо. Этот комикс – особенный: рисунки в нем не иллюстрируют или дополняют события в романе, а являются их действующим лицом: они – способ общения между девочкой и отцом. Важной здесь является не столько социальная тема – общение с «особыми» детьми, сколько тема «я и другой»: внимательное и бережное отношение к каждому человеку. Когда я взяла в руки книгу, решение пришло практически сразу – я увидела в этом материале мини-перформанс художника, который вступает в контакт с каждым посетителем, когда рисует его для Марии. Было очень весело на первых показах еще в Петербурге рисовать зрителей «на время» – я с ними общалась таким образом и чувствовала себя душой компании. Решение с «ящичками в голове», когда зрители путешествуют из комнаты в комнату по миру Марии, тоже пришло практически сразу. Почти в чистом виде, как была подана заявка, так и был реализован эскиз, и также, практически без изменений, была выпущена премьера. Удивительно мало было поиска в процессе, т.к. спектакль по композиции был задуман ясно и просто, и так же реализован. Очень радостно было получить приглашение художественного руководителя Хабаровского ТЮЗа, который взял на себя смелость реализовать не совсем не типичную для театра задачу: актеры здесь работают техническими проводниками, рисуют зрителей, а цеха возвели у себя в театре огромную, почти статичную декорацию. Актриса Оксана Желтякова, которая рисует зрителей, не является профессиональным художником, и это очень правильно в данном случае, т.к. самое главное здесь – уделить внимание каждому зрителю и пригласить его в мир Марии, мир рисунков.
Анна Мартыненко
Работать над спектаклем было легко. Эта легкость, думаю, зародилась изначально от встречи с графическим романом Мигеля и Марии Гаярдо. Рисунки Мигеля излучают нежность, любовь и добрую иронию, потому что для него они – средство диалога со своей необычной дочерью. Мигель рисует, Мария называет имена – эти законы общения перекочевали из жизни в комикс, из комикса в спектакль. Так же, как и Мария, наш спектакль запоминает каждого, кого встречает в своей жизни. Мы хотели создать десять комнат, в которых посетитель оставался бы наедине с Марией и ее повседневными вызовами. Вызовы эти подсказаны не только Мигелем, но и психологами, с которыми мы консультировались. Мы не ставили перед собой задачу сделать «социальный» спектакль, не концентрировались на теме аутизма. Для нас было важно, что особенный каждый. Но сегодня, когда прошло много времени после эскиза, для меня стал ценен наш взгляд на аутизм как на любую другую особенность каждого из нас. Интересно еще, как сам спектакль оказался продолжением истории Марии в жизни. Как Мигель посмотрел постановку в Хабаровске, потом прилетел в Санкт-Петербург, и мы познакомились. Наш спектакль связал Барселону, Канарские острова, Хабаровск и Петербург.
Иван Куркин
Хабаровский театр юного зрителя известен своими нестандартными спектаклями далеко за пределами Дальнего Востока. На этот раз он представляет иммерсивный проект «Мария и я», в котором просто необходимо принять участие всей семьей. Специально для спектакля в театре выстроено множество небольших комнат, в них визуализированы тексты графического романа Мигеля Гаярдо. Зритель переходит из одного пространство в другое по сигналу и оказывается в разных ситуациях из жизни 12-летней Марии с диагнозом аутизм. Ее состояние знакомо автору текста не понаслышке: прототипом является его дочь. На морском отдыхе, семейном ужине, в транспорте каждому предлагается лучше понять и примериться к видению мира особенным подростком, поэтому, помимо текста, во всех локациях появляются не сложные, но увлекательные задания. Вы сможете выбрать подходящую для Марии футболку, определить меню на вечер или покопаться в том же песке на пляже, что и она. Создатели определили постановку как спектакль-контакт – с другим сознанием, его индивидуальностью, какой бы причудливой она ни казалась.

Оксана Ефременко

Роль зрителя здесь особая: каждый попадает в замкнутое пространство, оставаясь один на один с воображаемой Марией, принимая ситуативные решения, которые помогут ей адаптироваться к окружающей действительности, не приведут к травмам. Но прежде чем мы, зрители, попадем в это пространство, нас по одному проведут через темную комнату-проходную, где один из актеров-ассистентов сделает ваш экспресс-портрет фломастерами, а другой – распечатает изображение на принтере. Так что, отправившись в комнаты Марии, мы будем иметь на руках двенадцать своих изображений, сделанных как бы детски неумелой рукой. Двенадцать комнат-кабинок выстроены по периметру в общем небольшого пространства с подушками-бинбэгами в центре, перетянутого фотообоями, изображающими счастливый отдых счастливых красивых людей. После звукового сигнала каждый из зрителей должен войти в свою, выбранную произвольно, дверь, по сигналу же по часовой стрелке перейти в следующую комнату. В одной комнате не может быть более одного человека – сообщает инструкция.

«Петербургский театральный журнал»

На странице использованы фотографии Натальи Ивацик