ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Камни со дна реки

Танцевальная компания «Воздух», Краснодар
Номинации на Премию 2020

Современный танец / спектакль
работа балетмейстера-хореографа (Анна Озерская)
Идея, постановка и хореография: Анна Озерская
Композитор: Дмитрий Ладес/AORTHA
Музыка: Фредерик Шопен, Оулавюр Арнольдс
Костюмы: Светлана Эннс
Свет: Алексей Савинов

Артисты: Юлия Блохина, Ксения Бурмистрова, Любовь Перова, Наталья Филатова

Продолжительность 1 ч. 25 мин. Возрастная категория 6+
Камни ассоциируются с тяжестью, силой, древностью, мудростью, недвижностью. Многие народы почитали камни и считались с их энергетической, целебной или духовной силой. Камни служили как орудием труда и строительства, так и орудием убийств и пыток. У каждого камня своя форма, свой характер, как и у каждого человека. А в древних японских рукописях подробно рассказывается о каменных садах дзен, где у каждого камня есть свое исключительное место. Глядя на эти камни и погружаясь в медитацию, люди пытались понять себя и мир. В постановке «Камни со дна реки» мы использовали почти сотню камней общим весом около 300 кг. в качестве постоянно меняющейся декорации. В нашем спектакле камень символизирует такие понятия как травма, ошибка, слово, стена, дорога, воспоминание, маска и др. Танцовщицы делились своим опытом и отношением к заданной теме. А композитор написал атмосферную и гипнотическую музыку специально к спектаклю. Мы вместе погружались в наши страхи и сны, вспоминали детство, искали связь с далекими временами и находили камни в себе. Поможет ли камень стереть с кожи все ошибки прошлого? Можно ли прокричать в него все свои секреты, которые невыносимо нести? А может, вставить камни вместо глаз и пройти по каменной дороге из чужого сна? Или превратить камень в поцелуй и вдохнуть в мир больше добра и нежности.
Анна Озерская
Одна из самых красивых сцен в «Камнях со дна реки» – поцелуй двух молодых женщин. Этот очень чувственный и довольно долгий поцелуй длится беспрерывно при разных – порой сложносочиненных – положениях тел плавно двигающейся пары. А одна из самых эффектных сцен этого спектакля продолжается не больше минуты: танцовщица изображает, будто стреляет из условного пистолета себе в висок. Сразу после этого в выброшенной в воздух горсти мелких камней (это делает другая, невидимая зрителям артистка) видишь фейерверк из брызжущей крови и вышибленных мозгов. 
Камни в хореографическом сочинении Анны Озерской – разных размеров и форм – многофункциональны. Они и реквизит для обыгрывания метафор, и музыкальный инструмент, и детали конструктора для создания узоров на сценической плоскости. На протяжении всего спектакля с ними взаимодействуют – так же бесстрашно, как и друг с другом, – четыре босоногие танцовщицы в одинаковых комбинезонах. Их гибкие, легкие, послушные и сильные тела могут убедительно изобразить и окаменелость. А вот камни, с которыми они работают, пластичными – живыми! – вряд ли когда-то были и не станут уже никогда. Если только не думать, что солистки среди прочего изображают еще и мифических сестер-горгон, и кто-то из них – та самая Медуза, чей прямой взгляд обращал все живое в камень…
Айсылу Кадырова
На странице использованы фотографии Елены Синеок