Театральная компания ЗМ

Комната Герды

Театр «Особняк», Санкт-Петербург
Премия «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа актера» (Алиса Олейник) Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа актера» (Дмитрий Чупахин)
лирический хоррор по мотивам Г.Х. Андерсена и М. Рильке

Режиссер: Яна Тумина
Художник (куклы, объекты, сценография): Кира Камалидинова
Художник по костюмам: Анис Кронидова
Художники по свету: Василий Ковалев, Анатолий Ляпин
Звуковое оформление: Юрий Лейкин

Артисты: Алиса Олейник, Евгений Филимонов

Продолжительность 1 ч. 25 мин.
Возрастная категория 12+
Меня порой спрашивают, кто он – мой зритель. Отвечу так: простодушный взрослый и думающий ребенок. Видимо, моя самоуверенность позволяет считать, что эти качества в какой-то мере приобретаются прямо на спектакле. Дети умнеют, а взрослые становятся наивнее. Когда ставишь спектакль, попадающий в категорию «для семейного просмотра», важно соблюсти грань: чтобы твоя работа была «прочитана» и взрослой, и юной аудиторией; но я соблюдаю эту грань чисто интуитивно – или сознательно не соблюдаю. Важно создать многогранник образов, чтобы спектакль мог быть воспринят с разных сторон, на разных уровнях.
Яна Тумина, интервью журналу «Петербургский театрал»
В спектакле Яны Туминой много красивого, рукотворного и одновременно пугающего и завораживающего. Он словно создан, чтобы помочь справляться с накатившим ужасом жизни. Но терапия преодоления страхов здесь не так очевидна, как желание погрузить в уютно-ужасный мир одной комнаты. Мир, который настораживает, тут же оборачивается чем-то очень милым, но, возможно, это его качество и заставляет содрогнуться. Комната и Герда – здесь главные действующие лица.
«Петербургский театральный журнал», блог
В «Комнате Герды» актриса Алиса Олейник на протяжении часа – не покидая крошечную комнату, – разворачивает на наших глазах андерсеновский сюжет, трансформируясь из состарившейся Герды в девочку, из Маленькой разбойницы – в бабушку-финку. Радость встречи с братом постоянно усиливается: вот и розы, выросшие в стене комнаты-мирка Герды, говорят ей, что они были под землей – и Кая нет среди мертвых. Но это спектакль о Герде, которая, проделав такой сложный путь, в конце споткнулась, остановилась. Под таинственное песнопение на северном языке (явно из владений Снежной королевы) актриса всматривается куда-то перед собой. Вопреки законам сказки, эта Герда не нашла Кая, вроде бы не обрела то, к чему шла. Но она, дойдя до самого края земли, посмотрела за этот край; а может, впервые так глубоко заглянула внутрь себя? В любом случае, это мгновение прорыва в инобытие – метерлинковское по существу – завораживает.

журнал «Петербургский театрал»

Комната, где обитает то ли девочка, то ли старушка, живет своей жизнью и, подобно океану Соляриса, порождает прекрасные и страшные фантомы. Эти фантомы – родом из сказки Андерсена, но отнюдь ее не иллюстрируют. Фигурка мальчика самостоятельно покидает черно-белую фотографию, пустой рукав пальто поднимается и дарит розу, стол приезжает, чтобы увезти алые туфли. Герда предстает то юной девушкой, то беспомощной старухой. А иногда нежное миловидное лицо вдруг отражается в зеркале уродливой морщинистой маской. Герда вспоминает поиски Кая или придумывает их? Был ли Кай, было ли это путешествие, или начиненная фокусами, уютная и жуткая комната так никуда и не отпустила свою пленницу? Зрители вольны выстраивать собственный сюжет или погрузиться в атмосферу причудливых визуальных фантазий лирического хоррора.

Юлия Клейман

На странице использованы фотографии Анны Осташвер