Театральная компания ЗМ
Петр Чайковский

Щелкунчик

Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа балетмейстера-хореографа», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая женская роль» (Полина Булдакова), «Лучшая мужская роль» (Павел Савин)
балет-феерия в 2-х действиях с эпилогом

Либретто Алексея Мирошниченко по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

Музыкальный руководитель и дирижер: Артем Абашев
Хореограф-постановщик: Алексей Мирошниченко
Художник-постановщик: Альона Пикалова
Художник по костюмам: Татьяна Ногинова
Художник по свету: Алексей Хорошев
Хормейстер: Татьяна Степанова

Артисты: Герман Стариков, Сергей Крекер, Анастасия Костюк, Полина Булдакова, Павел Савин, Александр Таранов, Георгий Еналдиев, Ольга Завгородняя, Галина Фролова, Виталий Дубровин, Екатерина Полещук, Елена Хватова, Иван Ткаченко, Олег Куликов, Николай Ланцев, Лариса Москаленко, Альбина Рангулова, Ляйсан Гизатуллина, Арнай Омарбаев, Артем Мишаков, Анна Терентьева, Денис Толмазов, Ксения Барбашева, Тарас Товстюк, Роман Тарханов, Кирилл Макурин

Учащиеся Пермского хореографического училища и Детская студия театра

Женский хор и Большой симфонический оркестр Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского

Продолжительность 2 ч.
Возрастная категория 6+
Не скрою, мне всегда хотелось рассказать эту историю по-своему. Чайковский сочинил балет по заказу Всеволожского и на либретто Петипа, то есть писал его как музыку для танцев, служебную, а на деле вышла многомерная симфоническая сюита – программная на бумаге, но в звучащей действительности выходящая далеко за пределы простого сценария. И мне хотелось найти ей подходящее воплощение в танце. Мы придумали сказочно-философскую вещь, в которой царят Чайковский и Гофман, мерцают Петипа и Лев Иванов и в отдельные моменты проявляется Вайнонен. Мне было важно по-своему отдать дань уважения Василию Ивановичу Вайнонену, и я завуалировал в тексте балета несколько даже не то чтобы цитат из предыдущего спектакля – а пластических подобий, намеков, хореографически близких ощущений музыки. Для меня «Щелкунчик» в первую очередь сказка о взрослении. И мне нравится определение, которое дал этой музыке Борис Асафьев – «симфония о детстве на переломе»: «Когда сны влекут мысли и чувства вперед, а неосознанное – в жизнь, только предчувствуемую».
Алексей Мирошниченко
Каждый из балетов Чайковского по-своему прекрасен. Но в том, что касается чуда, переданного музыкальными средствами, «Щелкунчику», пожалуй, нет равных. Не только в творчестве одного композитора, а вообще в мире. Тема Рождества, праздника, разнообразных фокусов передана в этой партитуре различными тембровыми красками. Здесь Чайковский показывает себя не только как уверенный драматург, но и как музыкант-импрессионист. Один за другим происходят превращения: из людей – в куклы, из кукол – обратно в людей и т. д., и каждое подтверждено музыкально. Главная тема Мари и Принца мерцает неброскими, едва уловимыми, но очень важными по значению оттенками: это отношения людей, которым нельзя сомневаться друг в друге.
Артем Абашев
Рассыпая по своему балету бриллиантовую крошку движений и поз-цитат, Мирошниченко запаивает их собственный остроумный хореографический текст, откуда они словно заговорщицки подмигивают тем, кто может их узнать в новом обличье: вот снежинки, обретающие неожиданную агрессивность, «по-лебединому» сламывают кисти рук, вот счастливая Мари взлетает бестелесной Жизелью над принцем.
Совершенно самостоятелен вечный камень преткновения хореографов – вальс цветов, в котором солирует виртуозная четверка мужчин-цветов в окружении шестнадцати танцовщиц. И настоящей победой оказалась сюита характерных танцев, в которой сложно выбрать лучший – Испанский с его неожиданными проносами партнерши, перенасыщенный эффектными поддержками Восточный, игровой Китайский или виртуознейший темпераментный Русский. «Щелкунчик» – это пиршество актерских работ, больших и малых, создающих на крошечной и не приспособленной для таких роскошных спектаклей сцене многослойность настоящей жизни.

«Российская газета»

«Щелкунчик» Алексея Мирошниченко – спектакль избыточно красивый. Здесь всего очень много: колоритных героев, ярких сценических украшений, танцев. Еще пышнее стала и одна из самых густонаселенных в балете картин – зимнего леса, в которой к вальсу снежных хлопьев в исполнении точнейшего пермского женского кордебалета присоединяются златокрылые ангелочки (учащиеся Пермского хореографического училища) и огромные белые медведи (артисты миманса в костюмах ростовых кукол). Кстати, создавая узоры снежинок в этой картине, художница Альона Пикалова взяла за основу фотоснимки, на которых запечатлены реальные снежинки второй половины XIX века. Сделали их в те далекие времена фотографы Андрей Андреевич Сигсон из России и Уилсон Альвин Бентли из Америки: идея фотографировать кристаллы льда пришла в их головы почти в одно время совершенно случайно. Действие рождественской сказки по мотивам гофмановского «Щелкунчика» Мирошниченко перенес в Санкт-Петербург 1892 года. И изменил музыкальную драматургию балета: в его спектакле адажио Мари и Принца не предшествует тарантелле и танцу Феи Драже, а идет за ними, становясь кульминацией балета.

Айсылу Кадырова

На странице использованы фотографии Антона Завьялова