Театральная компания ЗМ

Asunder/На части

Фестиваль «Context. Diana Vishneva», Москва, и Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа балетмейстера-хореографа», «Лучшая работа художника по свету»
Музыка: Оуэн Белтон, Рихард Вагнер в аранжировке Юри Кейна, Фредерик Шопен в адаптации Оуэна Белтона

Хореограф и художник-постановщик: Гойо Монтеро
Художник по костюмам: Анджело Альберто, Гойо Монтеро
Художник по свету: Николас Фиштель, Гойо Монтеро

Артисты: Ляйсан Гизатуллина, Оксана Вотинова, Екатерина Пятышева, Евгения Кузнецова, Лариса Москаленко, Шион Мияхара, Анна Терентьева, Ксения Барбашева, Артем Мишаков, Павел Савин, Роман Тарханов, Иван Ткаченко, Илья Будрин, Тарас Товстюк, Денис Толмазов, Александр Таранов

Продолжительность 20 мин.
Возрастная категория 16+
«Asunder» по смыслу близко слову «rupture», что означает «разрывать что-то», тело здесь как бы разрывается на куски. В этой постановке мы говорим о разных измерениях: о реальности и фантазиях, о том, контролируем ли мы наше будущее или оно контролирует нас? Как будто кто-то разрывает тебя надвое. Есть ты и есть кто-то другой, похожий на тебя, но к которому ты не имеешь никакого отношения. В «Asunder» исследуются связи людей друг с другом. В спектакле задействованы 18 танцоров, и все они с самого начала и до конца находятся на сцене, не покидая ее пространство. Они должны двигаться как единое целое, как стая птиц или косяк рыб. А потом резко происходит разрыв, один человек начинает видеть себя отдельно от других, вот – я, а вот – ты. Именно здесь и зарождается конфликт.
Гойо Монтеро
Для своей танцевальной антиутопии не страдающий от недостатка фантазии хореограф придумал простейший пластический ход: обоеполый кордебалет, сбитый в единое тело и затянутый в серое, семенит на присогнутых коленях, свесив руки и головы. Его шарканье широко и интенсивно: за секунды кордебалет меняет ритм, темп, строй, местоположение, геометрические очертания. Он может прыгать, бросаться на пол, вертеться, но как-то безвольно, будто ноги все еще подкошены, а головы не подняты. Стоит кордебалетному стаду распасться на отдельные особи, как люди буквально теряют стержень: вертикаль корпуса меняется на шаткую диагональ. В балете есть и протагонистка, но она не лидер, не оппозиционер – не взывает и не противостоит. Солистка просто отваживается оглядеться или отстает от толпы. И тогда кордебалетное тело поглощает ее, перемалывает и встраивает в свои ряды без раздражения или негодования. В последней сцене хореограф остроумным ходом как бы опровергает социальность своего детища, сводя его смысл к теме подневольности искусства. На заднике вспыхивает свет, видны кулисы, черная яма зрительного зала и выстроившиеся в шеренгу танцовщики, дисциплинированно кланяющиеся пустоте. Через секунду понимаешь, что все это – виртуальный мираж: настоящая артистка только одна, и она сквозь прозрачный занавес авансцены тихо вглядывается в нас, сидящих в зале.
газета «Коммерсант»
В постановке «Asunder/На части» звучит редкая для балетного театра музыка Вагнера (в аранжировке Ури Кейна) и совсем для него не редкая музыка Шопена (в переложении Оуэна Белтона). Под оригинальную микс-композицию шестнадцать танцовщиков Пермского оперного театра исполняют бессюжетный балет Гойо Монтеро, в котором тихо торжествует идея беспрерывного – поточного, струящегося танца. В одинаковых комбинезонах грифельного цвета и мягких туфлях, танцовщики обоих полов с самого начала будто слиты в единый организм: синхронно «дышат» согбенными спинами, энергичной многоножкой пересекают пространство изумительно освещенной сцены. Периодически из дружной стаи выпадает кто-то из танцовщиков – но только лишь затем, чтобы короткие сольные монологи на освободившемся островке сцены или дуэты, запоминающиеся отсутствием дистанции между участниками напряженного пластического диалога, вновь поглотила набегающая кордебалетная волна. В балете Монтеро два финала. После первого, ложного, когда все, кроме солистки, кланяются невидимой публике, якобы сидящей за задником сцены, будет бис – лаконичное антре тонко чувствующих друг друга и природу синхронного танца пермских артистов.

Айсылу Кадырова

Идет в один вечер со спектаклем «Времена года» Театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

На странице использованы фотографии Антона Завьялова