Театральная компания ЗМ

История лошади

Театр драмы им. М. Горького, Самара
Премия «Золотая Маска» 2017 г. – «Лучшая роль второго плана» (Владимир Гальченко) Номинации на Премию – «Лучший спектакль в оперетте/мюзикле», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая мужская роль» (Владимир Морякин)
сценическая фантазия в 2-х действиях по мотивам повести Льва Николаевича Толстого «Холстомер»

Музыка: Игорь Пономаренко
Стихи: Максим Резник
Инсценировка, постановка и хореография: Сергей Грицай
Сценография: Александр Орлов
Костюмы: Юрий Сучков
Свет: Александр Феоктистов

Артисты: Владимир Морякин, Наталья Ионова, Наталья Прокопенко, Владимир Гальченко, Герман Загорский, Сергей Видрашку, Александр Герасимчев, Ярослав Василенко, Хамид Дышниев, Игорь Новиков, Анастасия Ермилина, Алина Евневич, Виктор Мирный, Виталий Жигалин, Евгения Аржаева, Павел Аверин, Сергей Маркелов, Владимир Сухов, Алена Шевцова, Екатерина Соловьева, Надежда Якимова, Нина Лоленко, Андрей Нецветаев, Иршат Байбиков, Екатерина Рузина, Михаил Ворошилов, Любовь Анциборова, Вадим Сердюков, Евгения Шабалина

Продолжительность 2 ч. 35 мин.
Возрастная категория 16+
Для меня история Холстомера – это притча о жизни и о смерти, о мудрости, обретенной через страдания. Сценическая фантазия поставлена мной по мотивам повести Льва Николаевича Толстого «Холстомер» («История лошади») и рассказана языком синтетического театра – когда слово, музыка, вокал и хореография становятся равнозначными составными спектакля. Действие начинается в балетном классе – движущиеся стены-зеркала, перемещение балетных станков позволили нам мгновенно изменять сценическое пространство и определять место действия: конюшня, ипподром, театральное закулисье и т.д. Сцена показа молодых лошадей, сцена рождения Холстомера, соперничество Холстомера и Милого на бегах и другие сцены решены в пластике и хореографии. В спектакле мы использовали фантастический способ повествования, предложенный самим Толстым – «говорящая» лошадь. Холстомер «рассказывает», как он был отвергнут людьми уже при рождении из-за пегого окраса, пежина стала в последствии причиной всех его бед. Как был безжалостно разлучен с любимой. Как попал к князю Серпуховскому, красавцу и баловню, загубившему и предавшему его. В конце жизни, обращаясь памятью к прошлому, Холстомер заключает: «Я был пегий, я был мерин и люди вообразили себе обо мне, что я принадлежал не Богу и себе, как это свойственно всему живому, а им».
Сергей Грицай
«История лошади» это не просто история лошади – это история человека в непростых обстоятельствах жизни. Мы с Сергеем Грицаем попытались найти аналогию этим обстоятельствам в тяжелой, а порой и жестокой жизни балетных танцовщиков. Отсюда появилась среда балетного класса для бесконечного тренажа и не человеческой работы, в которой существуют герои нашей постановки по повести «Холстомер».
Александр Орлов
«Холстомер» Льва Толстого давно стал не только литературной, но сценической классикой – в БДТ эпохи Георгия Товстоногова. Самарский театр отважился продолжить сценическую историю повести на следующем витке спирали, оставив прошлое прошлому. Это тем более значимо, что делала спектакль питерская бригада – новую музыку написал Игорь Пономаренко, проявил себя не только как хореограф, но как режиссер Сергей Грицай, оформил сцену Александр Орлов.
Перед нами балетный класс со станками и зеркалами, затянутыми поначалу черными занавесами. Открытие зеркал главным героем и рассказчиком – снятие пелены воспоминаний. И далее – экзерсисы, тренинги, соперничество, демонстрация сил и умений, постоянная гонка жизни, когда класс превращается в ринг. И две судьбы – лошади и ее хозяина, в истории которых просто и трагично явлена философия. Нет, не добра и зла, но доброты и никчемности, преданности и безразличия, верности и ветрености, глубины и поверхностности – сравнения можно множить, как множатся они в спектакле. По режиссерской воле, но и благодаря двум замечательным актерским работам – Владимира Морякина (Холстомер) и Владимира Гальченко (Князь Серпуховской).

Елена Третьякова




На странице использованы фотографии Владимира Сухова