Театральная компания ЗМ
Петр Ильич Чайковский

Орлеанская дева

Башкирский театр оперы и балета, Уфа
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2017г. – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая женская роль» (Надежда Бабинцева)
опера в 3-х действиях

Либретто: П.И. Чайковский по одноименной романтической драме Фридриха Шиллера в переводе Василия Жуковского

Музыкальный руководитель и дирижер: Валерий Платонов
Режиссер: Филипп Разенков
Художник: Эрнст Гейдебрехт
Художник по костюмам: Татьяна Ногинова
Художник по свету: Ирина Вторникова
Хормейстеры: Юлия Молчанова, Альфия Белогонова, Александр Алексеев
Хореограф: Ольга Даукаева

Артисты: Надежда Бабинцева, Артем Голубев, Резида Аминова, Владимир Копытов, Ян Лейше, Раиль Кучуков, Артур Каипкулов, Айгиз Гизатуллин, Владимир Орфеев, Олеся Мезенцева, Рим Рахимов, Сергей Сидоров

Продолжительность 3 ч.
Возрастная категория 12+
Постановка «Орлеанской девы» в Уфе была приурочена к 175-летию со дня рождения ее автора, Петра Ильича Чайковского. Известно, что композитор очень любил это свое детище. Мне кажется, что наш спектакль получился таким же многослойным, как и опера Чайковского. Мы ничего не ломали, не ставили с ног на голову. Мы лишь дали свое понимание образа Иоанны. Но все же этот спектакль не про историческую личность: история всегда – только повод в искусстве. Кто есть Иоанна д’Арк: ясновидица или человек, действительно связанный с потусторонними силами? Или простая молодая девушка, страстно любящая свою родину? Подлинное искусство не дает ответов, напротив, оно ставит вопросы и заставляет думать. Наш спектакль тоже побуждает задуматься о многом, в этом я абсолютно убежден!
Валерий Платонов
«Орлеанская дева» – история о самопожертвовании и титаническом самопреодолении человека в мире, полном равнодушных и ищущих личной выгоды людей. Образ Иоанны чрезвычайно сложен и многогранен. У Чайковского это живой человек, девушка с огромным количеством противоречий. Любовь для нее – некий спасательный круг. Она ощущает всю тяжесть своей миссии, боится смерти, абсолютно не готова к подвигам. Однако, несмотря на сомнения и противоречия, героиня остается свободной. Мы не ставим себе задачу показать, кем была Иоанна д’Арк. Наша цель – тронуть зрителей эмоционально, а главные вопросы: кто мы сегодня, есть ли среди нас люди, готовые пожертвовать собой, и есть ли во имя чего жертвовать? Одним из главных персонажей выступает хор, поскольку в «Орлеанской деве» важна тема взаимоотношения личности и общества. Так что опера Чайковского звучит сегодня, нисколько не потеряв своей актуальности.
Филипп Разенков
Постановка Филиппа Разенкова затрагивает вопросы веры, самопожертвования, героизма слабых и малодушия сильных. Режиссер противопоставляет истовую силу Иоанны и слабохарактерность короля Карла VII, который здесь показан не иначе, как марионеткой в руках придворных интриганов.

«Независимая газета»





Судьба Жанны д’Арк стала одним из лейтмотивов театрального сезона: экспертам «Золотой Маски» довелось увидеть четыре музыкальных спектакля на эту тему, но лишь один из них попал в число номинантов – «Орлеанская дева» из Уфы. Музыка Чайковского, до сих пор полная нераскрытых красот, вольно струится в пустынном сценическом пространстве, придуманном режиссером Филиппом Разенковым и художником Эрнстом Гейдебрехтом. Такое ощущение, что именно из волн звука, разливающихся по сцене, материализуется Жанна Надежды Бабинцевой – смысловая, эмоциональная и музыкальная ось спектакля. И чем более «ненормальной», фанатично замкнутой на себе и своей миссии она предстает в начале, тем больше потрясает взрыв женской и просто человеческой чувственности, происходящий в Жанне перед финалом, – а именно ради этого чуда пробуждения в герое человека Чайковский, кажется, и затеял все трехчасовое действо.

Ярослав Тимофеев



На странице использованы фотографии Олега Менькова