Театральная компания ЗМ

Титий Безупречный

Камерный музыкальный театр, Москва
Участник программы «Russian Case» Фестиваля 2016 года
по одноименной пьесе Максима Курочкина



Режиссер: Владимир Мирзоев



Возрастная категория 18+

Программа Russian Case редко захватывает явления оперной сцены. Но здесь исключительный случай: режиссер драматического театра Владимир Мирзоев идет в Камерный музыкальный театр, известный своим экспериментальным направлением, чтобы осуществить оперу на футуристические темы. Опера написана Александром Маноцковым на сюжет Максима Курочкина – и это один из лучших современных российских драматургов, которому драматический театр пока не смог предложить адекватного воплощения. Курочкин описывает наш мир через пародию и антиутопию в жанре фэнтэзи. В опере с ее законной условностью все это оказалось возможным. Мы видим мир будущего как постмодернистский хаос, нагромождение эпох, стилей, диких цветов и форм. «Титий Безупречный» входит в трехчастный цикл Курочкина, который пытается продемонстрировать, как будет выглядеть мир без насилия («Бедные в космосе»), секса («Класс Бенто Бончева») и культуры. В «Титии» разворачивается последний сюжет, и культура в конечном итоге восстанавливается, как только техногенному миру захотелось получить сложного человека, человека сомнения и прозрения, выходящего за горизонты нормативов.

Павел Руднев




С точки зрения драматургии «Титий» — карт-бланш на любой вкус. Это и драма о государстве, и космическая одиссея на новый лад, что называется — с черным юмором. А то — и вовсе триллер в духе «Убить Билла»: пусть из 14 убийств оригинала Курочкин оставил только пять, изощренности ему не занимать. Чего стоит только одна сцена жены Тития Порк, по указу мужа претворяющейся шутом и насмехающейся над собственным сыном, лишившим себя глаз? При создании из пьесы оперы главным принципом Маноцкова и Мирзоева, очевидно, было «не навреди». С первых же тактов становится ясно: главное здесь — текст. Музыка же, и без того присутствующая не часто (всё первое действие ограничивается в основном шумами и потрескиваниями космических объектов), все больше воспринимается исключительно иллюстративно.

газета «Известия»




Спектакль "Титий Безупречный" — тот небывалый случай, когда опера обязана своим появлением не композитору, либреттисту, критику или продюсеру, а театральному режиссеру. Именно Мирзоеву пришло в голову ставить пьесу Курочкина, и он увидел, что этот текст вообще не для драматического спектакля, что напрашивается опера. Мирзоев написал либретто, заручился поддержкой Камерного музыкального театра и заказал музыку Маноцкову.

Ирония в спектакле чересчур метка, чтобы оставаться доброй, герои — слишком зубодробительно узнаваемы, чтобы изобразить для нас богов и героев. "Титий" — изящная саркастическая антиутопия с нотой трагизма и актуальная вещь на тему государства, общества и искусства, написанная, что интересно, в 2012 году, то есть до всех событий, обостривших тему. Мы где-то в будущем. Межгалактический режим тревожится вопросами собственного выживания. Замечая свободомыслие в одном гражданине, режим заставляет того пойти в театр — пусть образовывается, вдруг тогда с его помощью искусство таки спасет мир. Большая часть спектакля — старинная (с точки зрения будущего) опера об идиотской безупречности, кровавых перипетиях и сложной любви, все как положено. В какой-то момент мы совершенно забываем, что ее вместе с нами смотрит оперный герой. В финале правители с пристрастием интересуются, что он понял (как обязательно спросил бы боевой командир подопечную роту по возвращении из театра). Ответом будет классическое безмолвие. Нежно урчит межгалактический шум.

газета «Коммерсант»




Пьеса "Титий безупречный" - яростный, хитроумный, изобретательный ответ драматурга Максима Курочкина Шекспиру и миру - была написана по заказу театра Royal Court в 2012 году, задолго до сегодняшних дней, когда столь широко обсуждаются отношения культуры и власти. Курочкин выбрал для диалога самую кровавую пьесу английского Барда "Тит Андроник". Пьеса нравилась всем, ее читали и ставили во множестве театров. Но, кажется, только Владимиру Мирзоеву удалось почувствовать ее идеальный формат - оперу.

«Российская газета»